Вездесущая и беспардонная

В советское время рекламы не было. Ну, или почти не было. Нельзя же всерьёз считать рекламой призыв летать самолётами Аэрофлота (как будто в СССР в ту пору были другие авиакомпании) или хранить деньги в сберегательной кассе.
Но грянули рыночные отношения, а вместе с ними на нас обрушилась и реклама. Когда речь идёт о рекламировании товаров или услуг, то сдержанность или тактичность неуместны. А потому цель рекламодателя – заявить о себе громко, беспардонно и желательно эпатировать потенциального покупателя. Таковы законы маркетинга, и они далеко не всегда совпадают с общепринятыми принципами морали, а порой и нормами русского языка.
Как известно, рекламодателем может стать каждый, кому есть что-то предложить продать или изготовить. Рекламировать можно различные услуги, скажем, погребальные. И в этом нет ничего необычного, все мы смертны, а рынок есть рынок. Понятно, что реклама ритуальных услуг с их перечнем, привлекательностью, доступностью и качеством изделий (типа «у нас гроб любительский, огурчик») у тех, кто натыкается глазами на неё, особого энтузиазма не вызывает. Но все понимают, что «таков печальный итог жизни», а потому, вздохнув по поводу скоротечности времени, продолжают свой земной путь дальше.

Но совсем другое дело, если «жизнеутверждающая» реклама погребальной конторы располагается аккурат возле больницы, куда идут потоки страждущих излечиться от недуга. Можно представить себе состояние мнительного человека с неясным диагнозом, который вышел из больницы и видит внушительных размеров баннер на чёрном фоне со скорбящей фигурой ангела.

Отношение к истории – показатель уровня культуры общества. И неважно, о каких исторических масштабах идёт речь – тысячелетней ли истории христианства на Руси или 135-летней истории нашего города. И то, и другое – дорого сердцу россиянина. Но, ратуя на словах о сохранении культурных ценностей, мы как-то забываем о том, что они, эти самые ценности, воплощённые в материальных вещах, нуждаются в защите.
Самобытный памятник архитектуры начала минувшего века, дошедший до наших дней, – торговый дом Чурина. Здание, в котором располагается несколько торговых предприятий, неоднократно подвергалось внутренней перепланировке. Не пощадили новоявленные бизнесмены и фасадную часть уникального строения: установлены разрушающие архитектурный ансамбль двери и окна. И, как последняя точка в изуродовании фасада здания – рекламы. Их несколько, но как апофеоз победы зелёного змия над всеми красуется реклама сети магазинов, торгующих спиртным.
Но реклама может быть не только агрессивно-беспардонной, но и безграмотной. Около года назад в супермаркете торгово-офисного центра «Эльдорадо», в отделах, где продаются различные консервы, появились исполненные в красках обозначения: «Консервация». Все попытки объяснить работникам супермаркета, что «консервация» – это не наличие консервов в ассортименте, а процесс изготовления консервов, натыкались на откровенное непонимание. Можно было бы понять и простить работников супермаркета, если бы он находился за пределами России. Но такое пренебрежительное отношение к русскому языку для русскоговорящих людей недопустимо.
К сожалению, безграмотные рекламные тексты стали обычным явлением, и с этим нужно что-то делать. Потому призываем всех неравнодушных к сохранению чистоты русского языка обращаться в редакцию «ЗВ». Давайте все вместе попытаемся противостоять «торжествующему бескультурью».
Григорий ФИЛАТОВ.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Комментарии
RSS лента комментариев этой записи