Маленькая школа жизни

Каждый человек имеет право на отдых, будь то ребенок или взрослый. Самый распространенный способ летнего отдыха детей – загородный оздоровительный лагерь. Особенно в июле и августе, когда в нашем городе пришкольные лагеря уже не работают. Придя к идее устроить ребёнка туда, родители вместе начинают просматривать интернет-ресурсы, чтобы выбрать именно тот лагерь, в котором ему будет интересно, уютно, а главное – безопасно.
И вот путевка куплена, чемодан собран, в назначенный день ребенок отправляется в путь. Родители – нет, чтобы вздохнуть спокойно и отдохнуть, сразу начинают беспокоиться: "Как он там? Все ли хорошо?" И стоит только убедить себя, что все действительно в порядке, что воспитанники находятся под присмотром вожатых, и в случае угрозы их жизни или здоровью обязательно бы сообщили, как начинаются звонки. Ребенок в слезах жалуется, что его обижают, родители срываются, едут в лагерь и нередко забирают свое чадо домой.
В июне под Благовещенском организовывали смену в походных условиях для подростков, которым интересен спорт и активные виды отдыха. Программа смены необычная и полезная: экскурсии, встречи с интересными людьми, "школа выживания". Однако в отделе образования рассказали, что некоторые родители отказывались от путёвки как только узнавали, что вместе с их "домашними" детьми в лагере будут подростки из школ-интернатов и детских домов. Может быть – случай частный?
Оказывается, нет. На днях в одном из загородных амурских лагерей произошел инцидент, который освещали областные СМИ. Подросток позвонил матери и пожаловался, что ему якобы угрожали ножом ребята из детского дома. По словам ребенка, конфликт разгорелся во время игры в футбол. Вечером "детдомовские" пришли к ним в комнату на "разборки". Естественно, родители этого и некоторых других воспитанников детей забрали. Руководитель оздоровительного учреждения подтвердил, что конфликт действительно был. Но, как выяснила комиссия, без ножей. По мнению руководителя, ссоры между детьми – явление распространенное, и родителям не стоит так резко на них реагировать. Сейчас у каждого ребенка с собой мобильный телефон, и если что-то не так – он сразу начинает звонить родителям, а те, не разобравшись, принимают резкие меры, чтобы защитить своё чадо. "В итоге троих детей увезли, а остальные остались и уже дружно живут с теми, с кем ещё вчера ругались", – подтвердил директор лагеря.
Так надо ли уберегать подростка от общения с детьми из детского дома? Вообще, надо ли создавать им "тепличные" условия для развития? Или такая изоляция от общества только усложнит его будущее?
"Социализация – это, в том числе, и процесс освоения социальных ролей, – пояснила педагог, школьный психолог с многолетним стажем работы, мама двоих мальчиков-подростков, Ольга Власова. – Считаю, что не стоит так резко реагировать на жалобы ребенка и его разочарование лагерной жизнью. Возможно, это временное явление, связанное с периодом адаптации. Адаптационный период может длиться от двух-трех суток до недели. Это время привыкания к обычаям и распорядку дня, к коллективу. Как правило, уже на третий день ребенок перестает жаловаться родителям на то, что ему скучно или не нравится в лагере. Легкость адаптации также зависит от особенностей характера, темперамента и воспитания. И те, кому в начале смены многое не нравилось, в конце её уже не хотят уезжать домой".
В любом случае, уверена Ольга Геннадьевна, когда ребенок отрывается от родителей – это бесценный опыт. Перед тем, как отправлять ребенка в лагерь, его надо подготовить к самостоятельности. Также многое зависит от вожатых, если дети будут заняты делами, процедурами, развлечениями, то у них и не останется времени на серьезные конфликты.
"Дети не должны воспитываться в вакууме, они должны уметь приспосабливаться к жизни, – сказала педагог. – Обычные ссоры между детьми будут, это же дети. Они собираются из разных городов, они разных возрастов, у каждого своя точка зрения. К тому же, в подростковом возрасте происходит становление характера. Среди воспитанников детского дома есть разные дети, как и среди ребят, воспитывающихся родителями. Порой именно дети-сироты оказываются более добрыми и жалостливыми, чем их избалованные "домашние" ровесники. И часто во внешне благополучных семьях растут совсем не благополучные дети. Родителям не надо запрещать своему ребёнку дружить с детьми другого социального круга. Напротив, очень полезно научить его примерить "чужие туфли" и посмотреть на мир другими глазами. Недаром говорится: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому". Как будут настроены родители, так будет настроен и ребенок. Расскажите ребенку примеры из вашего детства. Положительный пример родителей сыграет большую роль. Поэтому, думаю, стоит отправлять ребенка в лагерь, где он себя почувствует самостоятельным. А руководству лагеря стоит обратить внимание на подобные случаи и нацелить на сплоченность детей".
Даже если первое впечатление вашего ребенка о лагере сложилось отрицательное, не стоит расстраиваться. Лагерь – маленькая школа жизни, как для детей, так и для родителей. И если не всё прошло гладко, с учетом этих ошибок, в следующий раз вы и ваш ребенок отдохнете летом с куда большим удовольствием.
Кристина Казанцева,
студентка 1-го курса филологического факультета АмГУ.
Фото из архива "ЗВ".
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...