Покорение Воробьёвых гор
“Юлист”
“Доченька, кем ты будешь, когда вырастешь?” – спрашивает папа, застегивая пуговички на моем детском пальтишке. – “Юлистом”, – не выговаривая букву “р”, отвечаю я, сама толком не понимая, какой таинственный смысл кроется в этом загадочном слове. По всей видимости, папе ответ нравится, и свой вопрос он часто повторяет, хвастаясь перед родственниками и знакомыми профессионально ориентированной пятилетней дочерью. Понимая, что “ой, какая молодец”, позже за произведенное на окружающих нужное впечатление я тихонько прошу у него разрешения самой(!) покормить соседского котенка. Наверное, никто из умилявшихся взрослых не мог представить, что через каких-то 12 лет московским июльским вечером эта непосредственная девчушка разбудит своим звонком мирно спящую в другом часовом поясе родню и, теперь уже с полным осознанием, будет кричать от радости в трубку телефона: “Я буду юристом!!!” (“...Юлистом, юлистом”, – донесет через тысячи километров сотовый оператор до папы).
Да, теперь я могу назвать себя студенткой одного из самых престижных вузов России, а загадочный “юлист”, который в детстве казался имеющим какое-то отношение к игрушке-юле, обрел в моем сознании образ могущественного и сильного рыцаря, стоящего на страже правосудия.
Естественно, осознание в выборе профессии растянулось на годы. Этот процесс не мог не затронуть и нервы родителей. Причем не столько в детстве, когда вечером укладывался спать пришедший из музыкальной школы будущий пианист-виртуоз, утром просыпался физик-ядерщик, к обеду решавший идти на Север с экспедицией Федора Конюхова, сколько на школьной финишной прямой, когда нужно определяться с репетиторами, олимпиадами, днями открытых дверей и другими штуками, призванными облегчить (ага!) бедному выпускнику процесс, именуемый профессиональной ориентацией.
Отчетливо помню тот день, когда его Величество Внутренний Голос (мы знакомы давно, и я его зову просто ВГ) впервые попытался вызвать на откровенный разговор по поводу будущей профессии. Мой торопливый (нужно было срочно закончить перевод текста к дополнительному английскому) ответ: “Наверное, что-то связанное с иностранными языками” – его почему-то сразу не устроил. Меняя роли плохого и хорошего следователей, прикидываясь поочередно простачком или девушкой-опросницей, он приказывал, просил, иногда (что на него совсем не похоже) жалостно умолял сообщить о своем решении, ссылаясь на то, что до встречи с другой (тоже царственной) особой ЕГЭ-Величеством осталось мало времени. Выражаясь языком дипломатов (к корпорации которых, кстати, знакомая вам девчушка одно время также собиралась примкнуть), переговоры с Внутренним Голосом проходили в сложной для обеих сторон обстановке, угрожая зайти в тупик...
безосновательное обвинение в бездействии
Не желая портить отношения, я отчетливо понимала, что мой неосторожный, опрометчивый ответ может быть подленько использован позже, на каком-нибудь судебном процессе по рассмотрению дела “Что-то в жизни пошло не так”, где Внутренний Голос, поддерживая (как всегда!) сторону обвинения, едко скажет типа: “Обращаю внимание господ присяжных на то, что подсудимая, находясь во вменяемом состоянии, достигнув возраста соответствующей ответственности, эту профессию выбрала самостоятельно! Протокол номер такой-то, страница такая-то”. Бр-р-р-р... Нет, ВГ, только не торопи меня! В конце концов пришли к компромиссу: я определяюсь с тремя выпускными экзаменами (универсальными для гуманитариев), а ВГ до дня защиты детей (я ведь еще ребенок!) не требует четкого ответа. Бесконечные часы, проведенные за книгами по истории и обществознанию, отработка правил английской грамматики и тренировка в написании сочинений на самые разные темы по русскому языку – все это стало умственной пищей, которой каждый день буквально объедался мой мозг (благо, что этому органу переедание не так вредит, как, например, желудку). Свои коррективы в меню для мозга гуманитария внес и обязательный ЕГЭ-Величество по математике, добавив в интеллектуальную пищу пикантного соуса из математических формул и задач на логическое мышление.
Так проходили мои школьные 11-часовые будни: шесть – в школе, три – дома, за уроками, плюс два – репетиторы. Вдумаешься, не распорядок дня российского выпускника, а какие-то признаки состава преступления, предусмотренного статьей 127 Уголовного кодекса РФ “Незаконное лишение свободы”. Песню со словами “нагружать все больше нас стали почему-то...” запели, когда мой папа собирался в первый класс. С появлением ЕГЭ вопрос незадачливого волшебника, озвученный Аллой Борисовной, получил для большинства школьников страны внятный ответ – потому что хочется поступить в хороший вуз и желательно на бюджет. Но вот как определиться с профессией?
...“Доченька, так ты решила, куда идешь учиться?” – не зная о нашем договоре с ВГ, начали интересоваться родители задолго до 1 июня. Они сговорились, что ли? Что же выбрать? ВГ ехидненько цитирует детскую классику: “Все работы хороши, все работы хороши”. Сервис и туризм? Международные отношения? Преподавательская деятельность? А может, все-таки политология?.. Пробую, как Шерлок Холмс, анализировать. Что имеем? А имеем, как в сказке, – три желания, точнее 15 (пять вузов по три специальности).
Начнем с вузов...
Накануне последних зимних каникул (папа-летчик всегда поправляет – вместо “последних” нужно говорить “крайних”) сидим с мамой перед экраном монитора, определяясь с пятеркой претендентов в аlma mater.
– Так, думаю, МГУ все-таки поставим на первое место. К тому же, по-моему, этот вуз закончил твой любимый Павел Астахов.
– Мамочка! Во-первых, выражение “твой любимый” к почитаемому мной за профессионализм адвокату и защитнику российских детей Павлу Астахову попрошу не применять, некорректно. Во-вторых, он закончил Академию ФСБ. В-третьих, все говорят, что этот университет только для избранных, туда невозможно попасть “с улицы”! Да еще и внутренний экзамен сдавать!
Тогда, может, в НИУ-ВШЭ попробовать? Очень престижный вуз!
Кстати, там и олимпиады есть...
Гм, стоп! Ключевое слово “олимпиада”. Сейчас посмотрим... Мои пальцы бегают по клавиатуре. Ага, вот... Хм... Жаль, пропустили заочный тур... Так, а что скажет флагман высшего образования? Ба-а-а... Олимпиада “Ломоносов”, “Покори Воробьевы горы”... Поучаствовать? А вдруг... Даже не буду думать об этом “вдруг”. “А почему нет? Хоть будет чем заняться на зимних каникулах!” – сказал не пессимистично настроенный ВГ, а зашедший ко мне “на огонек” монитора папа. С этого дня участие в эмгэушных олимпиадах тоже стало замечательной приправой для моей обычной умственной пищи. Спустя месяц на сайте вуза стали появляться результаты заочных туров олимпиад. Психология, история, английский язык, международные отношения и глобалистика, русский язык – все эти предметы каждый день проверяли мои нервы на прочность, заставляя дрожащими руками двигать мышку по бесконечному списку победителей и призеров. Как правило, эти томительные минуты заканчивались победным криком, поиском мобильного телефона и радостным информированием родителей о своих успехах. За достигнутый результат поощряю себя просмотром единственно достойной телепередачи “Час суда”. И как мои одноклассники только считают эту программу скучнейшей из скучнейших?! Уж точно интереснее “Дома-2”!
Это про меня!
Отборочные (виртуальные) этапы олимпиад пройдены по четырем предметам! На второй тур нужно выезжать... Да, весенние каникулы, похоже, отменяются...
Сопровождая на заключительный этап олимпиады по истории, меня морально поддерживает мама.
– Доченька, не переживай, это же просто олимпиада. Сколько ты в них участвовала!
Внутренний Голос опять в своем репертуаре: “Ничего не получится. Зачем поехала? Да ты не помнишь дату заключения Ништадтского мира!”. “ВГ, перестань, все я помню – 1721 год. Число назвать?”. Пристыженный ВГ замолкает.
“Какие все тут умные и серьезные, да я не знаю и сотой доли того, о чем в коридоре говорят эти умки, случайно являющиеся моими одногодками!”... Примерно такие мысли блуждали в голове перед очными этапами каждой из трех олимпиад. Очень скоро, правда, испугавшись заданий, и эти мысли исчезали.
...“Катюша, сегодня ведь уже 5 апреля, а результатов олимпиады по истории все нет и нет”. – “Знаю, но что же я могу поделать?” – вслух говорю я, пытаясь утешить родителей, а сама думаю: “Слава Богу, что ничего нет, еще день можно жить спокойно”. И все-таки каждое утро рука автоматически тянется к компьютерной мышке и щелкает по сайту олимпиады. О нет... Мое сердце оборвалось... Появились списки победителей и призеров... Глубокий вдох – и начинаю бегать глазами по фамилиям... Взгляд останавливается на какой-то смутно знакомой, вчитываюсь тщательнее... Моя?!! Моя фамилия в списке победителей! ВГ тут как тут, начинает умничать: “Это не про тебя! Это однофамильцы! Твоя фамилия очень распространенная и есть даже в справочнике “100 русских фамилий” Унбегауна!”. “Да нет же, ВГ, сам смотри... Сходятся имя, отчество, город. Это же я!!!”...
...“Не переживайте, и это пройдет”, – учителя пытаются успокоить нас перед ЕГЭ, полагая, что слова царя Соломона уймут жуткую дрожь в коленях и отгонят мысль о том, что в ближайшие часы ты без ошибок не напишешь даже своей фамилии. Но заносят КИМы.... Все тревоги и страхи прячутся в глубине души, и я постепенно начинаю даже получать удовольствие от своей писанины.
...30 мая. Дома одна. Читать тексты перед ЕГЭ по английскому лень. Совершенно автоматически захожу на сайт МГУ – за последние месяцы это стало привычкой. Щелкаю по надписи “юридический факультет”. И тут понимаю, что по большому счету я никем не хотела бы стать, кроме юриста! Наверное, это то, чему я могу полностью посвятить жизнь и не пожалеть о своем решении. И почему я так долго сомневалась? Почему думала, что политолог, преподаватель или физик-ядерщик хоть когда-нибудь могут стать делом моей жизни? Бросаю взгляд на свой мобильный телефон. “Папа, привет! Да, все хорошо, не волнуйся! Ты знаешь, я все-таки решила, что поступлю на юридический факультет в МГУ! Как ты хотел. Помнишь?”
И вот я стою здесь, возле главного здания главного университета страны, с глазами, полными слез от необъяснимого счастья и восторга... Да, я теперь студентка юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова!!!
“Мы сделали это!” – слышу я знакомый голос.
Ба! Неужели это ты, ВГ?
Екатерина ПОЛЯКОВА, теперь уже студентка МГУ.
Фото Натальи МИХАЙЛОВОЙ.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...