Необыкновенные дети в обычной школе

Инклюзия (от inclusion – включение) – это включение детей с особенностями развития в систему общего образования. В основу инклюзивного (вовлекающего) образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию, обеспечивая равное отношение ко всем и создавая условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Опыт показывает, что из общеобразовательных школ, к сожалению, какая-то часть учащихся "выбывает", потому что школы не готовы к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа обучающихся в школах и, таким образом, выбывшие становятся обособленными и исключаются из общей системы образования. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей.
Многие образовательные учреждения области работают в интересах детей со специальными нуждами. Если система инклюзивного образования разработана относительно всех учреждений образования, тогда каждый ребенок найдет свое место. Но все дело в том, что вовлекающее образование в самом начале своего становления.
Летом 2015 года центр образования города Зеи принял участие в конкурсе среди образовательных организаций области на присвоение статуса региональной инновационной площадки Приамурья. На конкурс был представлен проект "Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве центра образования", реализуемый с января 2015 и рассчитанный на три года. По результатам данного конкурса центр образования является инновационной площадкой.
"ЗВ" встретился с автором проекта Татьяной Федоренко, заместителем директора по учебно-воспитательной работе центра образования.
– Татьяна Николаевна, на что направлен ваш проект?
– На создание условий для перехода к инклюзивному обучению, введению федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
У всех детей различные потребности в обучении. Инклюзивное образование старается разработать более гибкий подход к преподаванию и обучению, удовлетворяющий эти потребности.
Инклюзия – это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь, и она в одинаковой степени необходима для всех членов общества. Ведь инвалидность – это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах. Главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: "Всем здесь рады!". Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.


Инклюзия – термин, используемый в последние годы в образовании.
– Сколько детей с ограниченными возможностями здоровья обучается в вашем центре в настоящее время?
– 25 детей-инвалидов и 35 с ограниченными возможностями здоровья. Это ребята с заболеваниями сердца, легких, глаз, сахарным диабетом, заболеванием кожи, с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями и сохраненными двигательными возможностями, а также с умственной отсталостью.
Два ребенка в этом году пришли к нам в первый класс. Оба обучаются на дому. С ними мы вступили в ФГОС.
– Каким образом обучаются эти дети?
– Одни обучаются в обыкновенном классе по общеобразовательной программе. Часть детей (с задержкой психического развития) обучается в интегрированных классах. Другие – по индивидуальному учебному плану согласно адаптированным основным общеобразовательным программам, составленным на основе программ для 7-8 вида.
Новый закон об образовании не приемлет такого видового деления. Но пока принимаются стандарты для детей с ограниченными физическими возможностями и отсутствуют методические материалы, это условное деление сохраняется.
В случае необходимости адаптацией программ занимается само образовательное учреждение. В этом и состоит сложность: есть высокие требования к составлению программы, есть структура, но нет стандарта, каждая школа разрабатывает его сама.
Не каждому педагогу дано определить зону ближайшего развития ребенка, не говоря уже о перспективе определить образовательный маршрут на три-четыре года. Для каждого такого обучающегося разрабатывается своя индивидуальная программа, ведь у каждого свои особенности.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников, особенно дети. "Я такая же, как все! – восклицает девочка с тяжелым заболеванием сердца. – Почему я должна сидеть еще четыре года дома с одним учителем? Я хочу в класс". К пятому классу ребенку необходимо общение, он не может и не хочет обучаться на дому. А ситуация такова, что ему физически тяжело провести шесть часов в школе.
Родители просят и пишут заявление на обучение своих детей в классном коллективе. Конечно, чтобы принять решение об обучении в классе, консультация с врачом обязательна.
Первоначально пробуем обучение в группе детей, которая собирается на какое-то время вместе с остальными обучающимися, например, при проведении внеурочной деятельности и внеклассных мероприятий. В учебный план для этой группы введены социально-бытовая ориентировка, ритмика и физкультура. В целях социализации у мальчиков и девочек занятия совместные. Ребята играют в бадминтон, постигают азы кулинарии, обучаются бытовым навыкам, участвуют в творческих конкурсах и занимают призовые места. Дети учатся общаться друг с другом, распознавать и принимать различия.
– Любая ли школа имеет право обучать ребенка с ограниченными физическими возможностями?
– Если родители привели ребенка в школу, школа обязана его обучать по адаптированной программе, включая ребенка с умственной отсталостью, ведь это тоже ограниченные физические возможности. Если учреждение отказывается обучать, оно нарушает права детей. Многие общеобразовательные школы не принимают таких детей, потому что им вроде как по статусу не положено. Волею судеб многие дети с ограниченными физическими возможностями из разных микрорайонов города обучаются у нас, в центре образования.
Учителя работают с такими детьми, найдя к ним разные подходы. Специального образования у многих нет, есть только курсы переподготовки. Обучая ребят, педагоги обучаются сами. Очень трудно, в процессе работы возникает масса вопросов.
На многих территориях этот эксперимент не закончился. Нет федеральных нормативных документов, которые бы регулировали обучение детей на дому и в медицинских организациях. Какие требования будут к организации внеурочной деятельности, к универсальным учебным действиям и к оценке достижений детей? Пятибалльная система в этом случае не совершенна.
На мой взгляд, необходимо делать "нулевой" класс: для тех, кто не посещал дошкольное учреждение, пройти подготовительный, диагностический этапы. Срок обучения в начальной школе увеличится до пяти-шести лет.
Раньше недельная часовая нагрузка для каждой возрастной ступени регламентировалась. Сегодня все зависит от заказа родителей: что необходимо именно моему ребенку. А это предполагает разработку адаптированной программы и ведение журнала на каждого ребенка.
– Татьяна Николаевна, кто из педагогов задействован в вашем проекте?
– 26 учителей из 32. Но, к сожалению, педагогов, прошедших специальные курсы переподготовки, мало. Это учитель начальных классов с правом преподавания в коррекционном классе Анастасия Шинкоренко. Педагоги-психологи Татьяна Дорошенко и Дина Приходько, Ольга Кривченко. Учитель русского языка и литературы Ольга Дигаева прошла курсы по дистанционной форме обучения. Я – дефектолог-логопед.
Все восемь учителей начальных классов обучают одного-двух детей с тяжелыми формами заболеваний на дому (в условиях школы). Каждый такой обучающийся требует огромной отдачи от педагога. Здесь просто сказать: "Открываем учебник" – недостаточно. Прежде чем передать знания, надо настроить на восприятие этих знаний, заинтересовать, удивить, несколько раз повторить, поиграть. Можно плодотворно позаниматься, а на следующий день опять начинать, как с чистого листа. Это огромный труд, за который я благодарю педагогов.
Чтобы создать полную инклюзию, обязательно наличие всех специалистов. Сегодня нам как никогда требуются не только педагог-психолог, но и полная ставка учителя-логопеда, дефектолога, олигофренопедагога. Детям необходимо хорошее медико-психолого-педагогическое сопровождение.
У нас есть кабинет для работы логопеда и психолога. Согласно проекту уже получили оборудование для сенсорной комнаты. Заказано оборудование для кабинета социально-бытовой ориентировки. Планируется сделать пандус, туалет. В планах много всего.
Индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой педагогов, детей и родителей. Для всех обучающихся достижение прогресса, скорее, может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. Не надо такого ребенка сравнивать с кем-либо. Это мой ребенок, и я должен принять его таким, какой он есть, и полюбить его таким. Мы практикуем гостиную для родителей и детей. Очень важно позитивное общение и обмен опытом. Родители, научившие чему-то своего ребенка, могут обучить этому и других родителей и детей.
Важно как можно раньше определить отклонения в развитии и продиагностировать. Родителям не стоит пугаться заключений комиссий. В первую очередь ребенку нужно помочь, желательно на ранних стадиях, чтобы выстроить правильный маршрут обучения, ведь в дальнейшем в школе будет очень трудно.
Бывает сложно отделить заболевание от социальной запущенности. К нам приходят дети с задержкой психического развития, в этом бывает вина родителей. И наша недоработка в том, что вовремя не увидели. Ребенка надо развивать своевременно.
Все дети могут учиться – мы должны создать подходящие условия для этого. Инклюзивные подходы могут поддержать детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможность для лучшей жизни.
Виктория ЧЕРЕПАНОВА.
Фото из архива центра образования.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...