А главное забывается
Мы очень долго не говорили о проблемах в сфере образования. В последнее время выносить "минусы" на обсуждение общественности вообще считается тоном нехорошим. И это не только в образовании. Первые места, высокие цифры, пилотные проекты – это для огласки. А вот проблемы – дело кулуарное ("сами разберемся"), главное – не прозвучать. И затираются, усугубляются болячки, вырастая до угрожающих размеров и пуская метастазы. Одна из таких прогрессирующих проблем в сфере образования – кадровый голод. Накануне начала нового учебного года директора школ вновь хватаются за голову, кем закрыть вакансии.
В состоянии надрыва
Ситуация в школах в последнее время все тревожнее. Если ничего не изменится, в скором будущем работать и в Зее, и сёлах Зейского района будет некому. Причем, с одной стороны, выпускники педагогических вузов не желают трудиться по специальности, получая диплом ради диплома, с другой – школы покидают опытные, маститые педагоги, имеющие стаж и имя. Уходят в бизнес, на пенсию, из сел уезжают в теплые регионы, а из городских школ перебираются в сельские – в надежде, что детей там в классах поменьше, а уважение к педагогу пока ещё выше...
Всему виной, признаются некоторые из них, – преобразования, которыми безостановочно лихорадит всю систему уже много лет. Непомерная нагрузка, не только физическая, но и психологическая, вынуждает их оставлять школу в том возрасте, который должен был бы стать временем карьерного триумфа. Свои уходят, чужих не заманить. Недавно, к примеру, "на разведку" в Зею приезжала учительская чета, но, взвесив нагрузку, зарплату и условия проживания, вернулась восвояси – туда, откуда приехала. В прошлом году в некоторых городских школах уроки преподавали студенты педвуза. Несмотря на сложности, обусловленные молодым возрастом (иногда их самих приходилось воспитывать), администрации школ им безмерно благодарны: вакансии были, скажем так, прикрыты. И в нынешнем году, вполне вероятно, помощи у вуза Зея опять попросит. Но можно ли говорить в этом случае о качестве преподавания?
Мария Иванова – педагог высшей категории, отдала школе 30 лет. Не пыталась "дезертировать" даже в 90-е. Работу с детьми считает своим призванием, виртуозно владеет предметом. Но недавно женщина из школы ушла. Мы не называем её имени: практически все, что говорит учитель, не раз слышали от её коллег. Тем более что, согласившись на интервью, педагог сразу оговорилась: причина её ухода не связана ни с определенными людьми, ни с конкретным учреждением. Несколько раз в разговоре прозвучала мысль: многие из нынешних учителей находятся сегодня в таком же состоянии профессионального надрыва.
Им нет конца
"Я просто устала от того темпа, который задан школьному педагогу современной системой, и того объёма, который с него этой системой требуется, – начала свое откровение собеседница. – В образовании перестали видеть учителя, человека. Учитель сегодня – это робот, который всем должен. Он должен школьной администрации, на которую давит отдел образования, которому, в свою очередь, приходят бесконечные указиловки, требования из министерства... Люди, очень далекие от школы, составляют нормативные акты, которые порой просто не выполнимы. Но все принимается "под козырек".
Несмотря на то что школы переходят на электронный документооборот, бумаг становится все больше. Бесконечные планы, отчеты, мониторинги, объяснительные, папочки, папочки и папочки, полные бумаг… Им нет конца. Мы пишем рабочие программы, но потом переписываем их, потому что министерство решило, что эти строчки надо убрать, а вот этими дополнить. План воспитательной работы, который тщательно продумывается к сентябрю, летит вверх тормашками, когда получаешь очередную директиву из отдела образования: на этой неделе срочно провести такие-то классные часы или такие-то лектории с родителями. В результате работа строится в режиме аврала, я обязана делать все по галочке (и для галочки!), находясь от этого в состоянии постоянного стресса.
Увеличиваются требования с учителя, усложняются стандарты, с которыми обычный, не продвинутый, ребенок справиться не в состоянии.
Знаю ситуацию, когда из двух сдававших ЕГЭ выпускников один не дотянул до требуемого балла. Так по учителю персональную проверку проводили: 50 процентов его учеников не сдали!
Сегодня школа так поставлена на колени, что и родители, и дети уверены: учитель – никто. Его можно и нужно "строить". Детям внушается, что они имеют свои особые права. Поставить маленького хама на место – не имеете права! Разговор мамы с учителем на повышенных тонах, на "ты" в присутствии ребенка – это теперь обычное дело. Но виноват учитель: не смог найти к ребенку индивидуальный подход! Через несколько лет, бывает, родители приходят за помощью к учителям: не можем, дескать, справиться с ребенком, помогите. А чем я ему помогу? Мой авторитет вы размазали ещё в начальной школе".
На "ты" – как "здравствуйте"
"Дети сегодня в большинстве воспитываются потребителями, – продолжает Мария Иванова. – Трудными являются ученики не только из социально запущенных семей, но и из внешне "благополучных". В последних нет должного контроля над тем, чем интересуется ребенок в Интернете. "Он у меня блогер на ютюбе!" – гордо заявляет мама. А вы откройте его блог! Там мат на мате, там эротика. Надо думать, какую свободу ребенку даете. И если даете – проверяйте. Дети поливают друг друга грязью в социальных сетях, выставляя напоказ все, что не нужно выставлять. Не стесняются при этом ни они, ни их родители. Проблема современного ребенка ещё и в том, что из-за постоянного взаимодействия с гаджетами дети перестают уметь слышать, опираться на слух как на источник информации, воспринимают жизнь исключительно в виде картинки.
Статус учителя предельно принижен. Не последнюю роль в этом играют различные телешоу, в которых учитель выставляется злодеем. Обсуждали в одном из таких, к примеру, поборы с родителей. Понятно, что герои таких шоу – актеры, но на всех учителей – пятно. А я, 30 лет отработав в школе, не знаю ни одного такого учителя. Лично я выволокла из дома в классы все, что возможно, начиная с цветов. На рабочие тетради, которые требуются программой, собирать сегодня деньги нельзя, можно только прийти на родительское собрание и постараться убедить родителей их купить. На ремонты в классах запрещено вести сбор, мы можем только попросить банку краски. Как милостыню. А если родители пришли помыть окна – я буду так счастлива, что напишу благодарность за помощь в ремонте школы! При этом у молодых специалистов зарплаты просто смешные, а учителя со стажем, чтобы получать 40 тысяч, должны вести две ставки – то есть вывозить удвоенную нагрузку.
Просто надо прислушаться
Мы перенимаем опыт стран, которые ужасаются плодами такой системы образования. Ужасаются и отказываются. А мы все эти подходы у себя послушно внедряем. Поэтому и наступает та точка кипения, когда понимаешь, дальше – нельзя.
Такое отношение общества приводит к профессиональной деформации. Я поняла, что школа меня выжала, выкрутила и выбросила на обочину. И сделал это не нормальный школьный процесс, а те издержки, те перегибы, которые допускаются в современном образовании и свалились на плечи обычного учителя. Когда нет уважения, когда нет предела объему работы, когда одно "должен" переходит в следующее. Когда из формулы "кнут и пряник" пряники убраны напрочь.
Задавили учителя, загрузили детей. В результате не остается времени на главное, на то, ради чего ты туда пришел, – на детей. Мне очень страшно за наше образование. Непродуманные изменения, не вывозимая нагрузка. Если процесс продолжится, я не знаю, кто останется работать в современной школе".
Бить тревогу об этом вслух надо. Прямо, без стыда, без ретуши. В конце концов, участниками образовательного процесса являются не только педагоги, но ученики, родители, по сути – все общество. А значит, надо всем вместе стараться сделать так, чтобы на вакантное место в школе выстраивалась очередь из лучших. И чтоб не уходили те, кто сегодня, оставаясь в душе преданным своей любимой профессии, не выдерживает груза всех этих "прогрессивных преобразований". О том, как видят проблему чиновники от образования, а главное, как собираются её решать, – в одном из следующих номеров "ЗВ".
Алиса ДОТОВА.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...