Аграрно-сырьевой придаток

Первыми посевную кампанию в Амурской области начали аграрии Ивановского и Константиновского районов. Открытые акционерные общества «Зарево» и «Амурагрокомплекс» приступили к севу ячменя в первых числах апреля – лучшие агротехнические сроки.
Тем временем в Зейском районе пока только думают о предстоящих делах. По подсчётам фермеров, полевая работа начнётся примерно через месяц. А готовы к труду далеко не все.
Словно мёртвый
– В конце прошлого года и уже в начале этого в министерстве сельского хозяйства Амурской области проводились совещания, обо всех вас информировали, – сказала на встрече с сельхозтоваропроизводителями, которая состоялась в актовом зале администрации Зейского района, начальник отдела экономики и социального развития администрации Зейского района Илона Сысолятина. – Но никто из вас туда не ездил. Может, вы не считаете это нужным или же в силу занятости: не знаю. Но хоть иногда с работниками структуры встречаться надо. С других территорий аграрии приезжают, а Зейский район словно мёртвый.
– Сегодня совещание должно было состояться в связи с приездом представителей минсельхоза, коих здесь нет, – подхватил разговор глава крестьянско-фермерского хозяйства Сергей Максимович. – Они нас вниманием не балуют, хотя планово в этом году побывали уже на всех аграрных территориях, кроме нашей. О чём это говорит? В минсельхозе Зейский район рассматривают как аграрно-сырьевой придаток по остаточному принципу. Нам, фермерам, тоже не с руки ездить на совещания за 600 километров. Это же 12 часов езды! И ради чего? Чтобы услышать какую-нибудь умную мысль какого-нибудь минсельхоза? Да и оплатить нам дорогу до Благовещенска, думаю, министерство тоже не горит желанием. Ещё забавнее, когда за сотни километров человек приезжает, а совещание «вдруг» переносится на неделю. Или отменяется. Лично я расцениваю это как неуважение к нашему времени и занятости. Насколько мне известно, всеми министерствами практикуется видеоконференцсвязь. Почему же минсельхоз не может её организовать? Если надо, напишем коллективное обращение, попросим официально.
– Честно говоря, минсельхоз предпочитает живое общение, – ответила Илона Алексеевна. – Но я передам им ваше предложение.

А помощи ждать?
Ни для кого не секрет, что все отрасли сельского хозяйства, будь то растениеводство или животноводство, должны быть направлены на получение результата. Чтобы повысить урожайность, нужно, считает Илона Алексеевна, вводить новые технологии. Но это – дополнительные расходы. Наши фермеры и без этого в долгах, как в шелках, хотя не отчаиваются и продолжают заниматься делом. Далее разговор шёл о поддержке сельхозтоваропроизводителей.
– Вся информация о субсидировании, и не только, до вас доводится своевременно, – продолжила начальник отдела. – В районном бюджете предусмотрены деньги на поддержку сельхозтоваропроизводителей, финансирование осталось на уровне прошлого года – то есть чуть больше миллиона. При этом в 2019 году запланирована поддержка в размере 250 тысяч рублей для вновь созданных кооперативов. К слову, в этом году господдержка будет привязана к достоверности отчёта. На одном из совещаний в минсельхозе было высказано замечание всем муниципальным образованиям.
Как пояснила Илона Алексеевна, ежедневно специалисты отдела экономики обзванивают фермеров, берут сводку, затем данные передаются в министерство сельского хозяйства области, а после – в Москву. В дальнейшем сведения ложатся в общий статистический отчёт. И когда цифры не сходятся, возникает множество вопросов.
– Ежедневную сводку мы берём по телефону каждый день до 9:30 часов, – уточнила специалист по работе с сельхозтоваропроизводителями отдела экономики и социального развития администрации Зейского района Дарья Колотий. – Некоторые передают нам одни цифры, а в статистику – другие. Получаются расхождения. И из-за них возникают проблемы с предоставлением субсидий. Всем муниципальным образованиям до 1 июня рекомендуется заключить с сельхозтоваропроизводителями соглашения об информационном взаимодействии. То есть кто открыто работает, тот будет получать поддержку из госбюджета, а тем, кто предоставляет «недостоверные» данные, будет отказано.
– Ну а работать-то нам когда? – негодует Сергей Евгеньевич. – Люди вот рядом перешёптываются. Вся работа сводится к сводкам. Каждый день звоните! У меня жена уже офонаревает от этих «отчётов»: сколько цыплят вывелось, сколько скоро проклюнется…
– Да звонок этот меньше минуты занимает, – отвечает управляющая другим хозяйством Ульяна Сардянова. – Ничего сложного в этом нет. А чтобы получить субсидии, фермер должен собрать пакет документов и отправить его в министерство заказным письмом. Надо успеть в отведённые сроки, иначе – прогорит поддержка. О субсидии на семена, на один гектар, о несвязанной поддержке мы начинаем беспокоиться за год до посевной. Только отсеяли, уже начинаем собирать бумажки, чтобы не пропустить сроки на следующий сезон.
– Я так решил, что проще отказаться от всех этих поддержек, субсидий, бумажек. Работать самому на себя и не ждать, что чиновники «отстегнут деньгу» мне на покупку жалких ста тонн семян или ещё на что-то, – высказался Сергей Евгеньевич.
Ностальгия и перспектива
Со словами Сергея Максимовича согласился глава Зейского района Дмитрий Василенко. Он напомнил, что сельхозтоваропроизводитель – это тот же бизнесмен.
– Мы можем немного помочь вам, оказать кое-какую поддержку, программы ведь существуют не просто так, – сказал Дмитрий Александрович. – Но, поймите: нам от вас нужны гарантии, что вы выполните работу на 100 %. Без этого мы не можем взять на себя какие-то обязательства.
Сегодня, по информации отдела экономики и социального развития, в Зейском районе насчитывается 25 крестьянско-фермерских и чуть больше полутора тысяч личных подсобных хозяйств. Несколько лет назад цифры были совершенно другими.
По словам одного из «старожилов» зейского фермерства Константина Гречко и депутата районного Совета Владимира Кунсайтеса, пять лет назад у нас здесь было больше 40 КФХ. И причиной этому служила работа полноценного отдела сельского хозяйства.
– В этой отрасли я работаю уже пять лет, – делится Сергей Максимович. – И пришёл лишь потому, что тогдашний начальник отдела сумела меня заинтересовать. В тот год я и ещё семь фермеров получили гранты на развитие, забрали больше 70 % всех денег, что выделяла область. Где сейчас грантополучатели? Где желающие? Их нет. Потому что нет должной работы. Нам нужен руководитель, который направит, подскажет, поможет, проинформирует. Специалисты отдела экономики просто отслеживают динамику и ведут счёт.
– Ну и не помешало бы своего агронома завести, – считает депутат районного Совета Леонид Кожевников. – С каждым годом, как я посмотрю, урожайность всё хуже. Да и посевные площади сокращаются. Всё же не просто так. Тому должна быть причина. Если отдела нет, так хотя бы специалист с аграрным образованием нужен.
Несколько лет назад отдел сельского хозяйства был упразднён. На его восстановление (коего желают фермеры) нужны средства в районном бюджете. Причём немалые. А их, как сказал Дмитрий Александрович, к сожалению, нет. При этом он не высказал нежелания рассматривать вопрос об изменении структуры администрации.
– В нашем районе существует ещё одна серьёзная проблема – практически полная невозможность переработки продуктов животноводства, – добавила Илона Сысолятина. – Не так давно прошла новость о том, что к нам на территорию Сианского сельсовета планирует зайти крупный китайский инвестор. Хотят построить комплекс по выращиванию и разведению яков и глубокой переработке мяса, кожи, молока животных. Будут производить колбасы и другую продукцию. Климат для них более чем подходящий. Сейчас инвестиционный проект стоимостью 165 миллионов рублей рассматривается на более высоких уровнях. В общем, надежда и перспектива у нас есть.
Екатерина Зырянова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...