Гольцы... Просто гольцы

В «ЗВС» № 13 от 6 февраля опубликована первая часть воспоминаний Александра Соболева «Гольцы… Просто гольцы». Там Александр Михайлович рассказывает о своих восхождениях на гольцы, расположенные на территории Зейского заповедника, делится впечатлениями, повествует о красотах нашего сурового края.
Во второй части своих рассказов, которые мы помещаем в этом номере газеты, он вспоминает о ночевке в высокогорье и рассказывает о том, как удалось ему разыскать редкостный для наших краёв эдельвейс.
Воспоминания автора проникнуты лиризмом и мягким юмором.
(Окончание. Начало в № 13).
Смолисто-душистая ночь
Выше избушки, поставленной на кромке елового леса, начинается полоса кедрового стланика, образующего непроходимые заросли. На небольших площадках с ним неразлучен рододендрон с жёлтыми цветками. Местами рододендрон многочислен, особенно в местах, где много мха или лишайника. Там он густо переплетается со смородиной.
Минуя полосу кедрового стланика, оказываешься на вершине, покрытой кустами ерника, таволги, рододендрона. Здесь же обосновались корявые низкорослые берёзки и множество разнообразных травянистых растений.
Однажды при осмотре гольцов довелось нам заночевать на площадке, в окружении зарослей стланика. Ночёвку обустраивали уже в сумерках: рубили из стволов стланика колышки для палатки, собирали сушняк для костра. Под палаточные настилы пошли в ход старые стволы елей с уложенными на них ветвями стланика. В результате прошедшая ночь оказалась для нас самой смолисто-душистой из всех, когда-либо проведённых в тайге.
Сгущающаяся темнота обступает освещённый пламенем костра круг, на небосводе появляются первые звёзды. После неспешного плотного ужина с малой толикой согревающего душу и тело напитка, наваливается сытая и томная, клонящая ко сну усталость, и смолистая ночь вступает в свои права. Мириады звёзд на тёмном безлунном небе мигают, словно кто-то беспрестанно включает и выключает их. Завороженно любуешься их красотой и неожиданно вздрагиваешь от закачавшихся неподалёку кустов стланика, шумной возни, хлопанья крыльев и отчаянного писка. Но встать и узнать, что там произошло, уже нет сил: накопившаяся за день усталость и сон неумолимо закрывают глаза.
Утром нас будит возмущённо цокающий на всю тайгу бурундук. Он всем видом выказывает своё крайнее возмущение по поводу непрошенных гостей, вторгшихся в его владения. Откупаемся от «маленького тигра» изрядным количеством семечек, которые он тут же начинает перетаскивать в свою норку: зима всё съест.
Для того чтобы проникнуться духом высокогорья, нужно обязательно побывать на гольцах, увидеть истоки рек Мотовой, ключей Валунного и Скалистого. Побывать на истоке реки Большая Эракингра, на русле Гилюя, теряющейся в мари речки Хаимкан: сейчас всё заснеженное и холодное, но до боли родное и знакомое.

О пережитом
Подъём на гольцы в июне – своеобразная машина времени: в долине ключей и речек уже отцветают растения, листва на деревьях и кустарнике полностью сформировалась, а ближе к середине подъёма обнаруживаешь, что листья деревьев здесь в два раза меньше, а травянистые растения только-только набирают цвет.
Когда внизу всё уже отцветает, на вершине гольцов – буйство красок: распускается листва, расцветают травы. В это время начинается период свадеб белых куропаток.
Если хотите увидеть это чудо, идите на гольцы. Труден путь к вершине, и нет в нём ни романтики, ни честолюбия. Просто, поднимаясь вверх, вы проходите путь к осознанию себя и природы.
Незнакомые цветы
После раннего подъёма уходим в сторону истока Каменушки. Спуск под пронизывающим холодным ветром был неуютным. По пути осматриваем местность новой территории заповедника. Здесь для нас всё в новинку. Закладывались площадки, на которых планировалось проводить наблюдения за растительностью: как она изменяется в течение длительного периода. Планов было громадьё, но исполниться им было не суждено по причине трагической гибели директора заповедника Сергея Коренюка.
Наткнулись на остатки упавшей от ветхости геодезической картографической вышки. Под полусгнившими брёвнами обнаружился бетонный столбик с номером и годом установки. Да мы и до того по форме гвоздей определили, что установлена она была до 1956 года, когда для таких сооружений использовали кованые трёхгранные гвозди.
Двигаясь в сторону истока реки, переходя с одной покати склона на другую, намечаем места пробных площадок длительного наблюдения за травами, деревьями, кустарниками, мхами и лишайниками.
Незнакомые кустики, цветы и травы закладывал между страницами журнала. В одном месте, под невысокими камнями, натыкаюсь на незнакомые цветы с опушёнными плотными серебристыми листьями. Такое растение вижу впервые, и сладкое чувство грядущей славы греет душу: прославлюсь и назову их своим именем. Аккуратно выкапываю два растеньица, покажу специалистам, которые как раз прибыли в заповедник из столицы.
Показал им находку, к которой они отнеслись со странной заинтересованностью, но в ответ на мои вопросы отмалчивались, зато стали дотошно допытываться, где и как обнаружил цветок. По простоте душевной ляпнул, что неподалёку от 52-го кордона.
Дня через три наведался туда, а лесники мне рассказывают: «Московская «наука» всё вокруг вытоптала». Мы немного посмеялись, да и забыли этот эпизод.
И всё же самому разобраться с определением находки не получилось, обратился к командированному из Москвы лаборанту Алексею. Посмотрел находку, поинтересовался: «Где нашёл?».
– На гольцах.
– Не может там расти такой цветок.
До самого вечера Алексей крутился вокруг находки, фотографируя при разном освещении и ракурсах, то и дело заряжая в фотоаппарат разные плёнки.
В течение лета он наблюдал за цветами на месте их произрастания, а два из них увёз с собой в гербарии.
Кстати, он же рассказал, что вся прибывшая группа учёных в течение четырёх дней, выстроившись в шеренгу, прочёсывала гольцы в поисках цветов. Но отыскать их было сложно: мы с Алексеем замаскировали их камнями так, что потом сами кое-как нашли.
Недели через две позвонил он из Москвы и сообщил, что обнаруженный цветок – символ альпийских стрелков – эдельвейс. О нём, рассказал учёный, сложено много легенд. Найти этот цветок – встретить любовь, заручиться расположением и получить удачу. Добавил к сказанному, что эдельвейс имеет научное название – леонтоподиум (лапа льва). Хочется верить, что цветы уцелели в месте своего произрастания.
Александр Соболев.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...