Завтра – День Воздушного флота России
Мы признательны вам
Уважаемые авиаторы, ветераны воздушного флота! Примите искренние поздравления с вашим профессиональным праздником – Днем воздушного флота России!
Весь XX век военная и гражданская авиация развивалась быстрыми темпами. И это уже на наше счастье, поскольку в таких больших странах, как наша, самолет – самое удобное средство перемещения на дальние расстояния. Сегодня авиалинии доставят пассажиров в любую точку земного шара, и именно мастерство и совместная работа членов экипажа, инженерно-технического персонала, работников наземных служб обеспечивает безопасный, комфортный и быстрый перелет.
Мы признательны вам за ваш непростой, но нужный людям труд и достойный вклад в укрепление сферы транспортных услуг. От всей души желаем вам крепкого здоровья, счастья, благополучия и дальнейших успехов в вашем нелёгком деле!
Зейский районный Совет народных депутатов.
Администрация Зейского района.
Люди небесной профессии
Так уж сложилось в нашей стране, что военные и гражданские авиаторы отмечают свои профессиональные праздники с интервалом всего в неделю.
Несколько дней назад страна отметила 100-летие с того дня, когда последний русский царь повелел в 1912 году сформировать при главном управлении генштаба первую в стране авиационную воинскую часть. И отныне 12 августа каждого года традиционно проводятся праздничные мероприятия, посвящённые Дню Военно-воздушных сил России.
В 1933 году “вождь всех народов” установил в Советском Союзе традицию праздновать День Воздушного флота. А в 1992 году Президиум Верховного Совета Российской Федерации поддержал “сталинский почин”, постановив отмечать этот профессиональный праздник в третье воскресенье августа. Так что завтра авиаторы всей страны отметят День Воздушного флота России.
О том, как обстоят дела с пассажирскими перевозками в районе и перспективах развития, наш корреспондент беседует с начальником Зейского аэропорта Александром ТАФАТУЛИНЫМ.
– В этом году, – рассказал Александр Фамирович, – мы решили изменить многолетней традиции и не проводить праздничное собрание в стенах только нашего предприятия, с раздачей почестей и наград работникам. С согласия руководства города решено в субботу провести торжественные мероприятия на площади Шохина. Жители города получат возможность принять участие в торжествах, посмотреть концерт, посвящённый тем, кто выбрал для себя такую интересную и нужную профессию.
Думаю, что такое решение правильное, поскольку в последнее время деятельность людей, связанных с авиацией, уходит в тень. Уже нет той былой славы и романтики, которыми были овеяны авиаторы 30–50-х годов прошлого столетия. Но такое забвение незаслуженно, поскольку отечественная авиация не только живёт, но и имеет все шансы на дальнейшее развитие. И, что очень важно для нас, это касается и малой авиации.
– Известно, что Зейский аэропорт – один из старейших не только в Амурской области, но и на Дальнем Востоке, ведь создан он в 1936 году. Что ни говори, а традиции (особенно в авиации) – вещь серьёзная. Как вам помогает выживать 76-летний потенциал, накопленный поколениями авиаторов?
– Вы верно подметили, что в авиации традиции занимают особое место. Их чтут, им следуют и их хранят. Лётчики (особенно старшего поколения) всегда были немного суеверны. Но их можно было понять. Ведь летали на допотопных, ненадёжных аэропланах, которые были слишком зависимы от капризов погоды. Метеопрогнозы же были весьма приблизительны.
Нынешние самолёты куда совершеннее, комфортабельнее и быстрее, но мастерство пилотов того времени было поистине филигранным. Этот опыт давался нелегко. В тяжёлых погодных условиях совершали полёты к оленеводам, геологам, а сажать аэроплан приходилось нередко на неподготовленные площадки.
Безусловно, пассажирам куда спокойнее, когда за штурвалом находится опытный пилот, за плечами которого большая лётная практика. Этот опыт невозможно переоценить, потому что в экстремальных ситуациях только благодаря мастерству пилота удаётся совершить посадку и спасти людей. Благодаря слаженным и профессиональным действиям лётчиков благополучно посадили аварийный АН-2 в районе Берегового, а ещё раньше – “Аннушку” на берегу Малого Гармакана. И в том, и в другом случаях никто не пострадал. Так что живы не только традиции, но и лётное мастерство.
– Если не ошибаюсь, в 70-е годы Зейский аэропорт находился вблизи города и его возможности вполне устраивали потребности жителей города и района. А как складываются дела сейчас в этом аэропорту?
– Зейский аэродром располагался там, где сейчас находится городской стадион. Принимал он лёгкие пассажирские самолёты ПО-2, ЯК-12, АН-2, вертолёты МИ-2 и МИ-4. Потом аэропорт перенесли туда, где он располагается сейчас, и пик его активной деятельности выпал на период строительства Зейской ГЭС и Байкало-Амурской магистрали. На авиалиниях появились самолёты ЯК-40, Л-410, АН-24. Самолёты местных авиалиний летали во многие посёлки района, а были рейсы в Благовещенск, Читу, Иркутск, Хабаровск… Согласитесь, что благодаря авиации в те годы наш город стал ближе к центрам цивилизации. Люди не чувствовали себя оторванными от жизни и за вполне приемлемую плату могли выбраться в близлежащие областные центры.
Кстати, мы провели статистические исследования и высчитали, что в 70–80-е годы на местных авиалиниях перевозилось до 70 тысяч пассажиров в год, а в 2011 году… около шести тысяч пассажиров. Несопоставимые цифры, и нынешние пилоты могут только позавидовать тому, как много приходилось летать их коллегам в те годы.
– Почему люди стали реже пользоваться авиатранспортным сообщением?
– Пассажирские авиаперевозки на самолётах АН-2 были бы практически невозможны из-за крайней дороговизны топлива, которое поставляется из Финляндии. Сейчас стоимость одного литра авиационного бензина, с учётом доставки, составляет около 100 рублей. Понятно, что цена авиабилета была бы просто запредельной, если бы правительство Амурской области не приняло решение о дотировании пассажирских перевозок в Зейском районе. Созданы социально значимые рейсы, в результате пассажир оплачивает только 20 процентов фактической стоимости авиабилета. Это тоже недёшево, но люди пользуются самолётами. Сейчас во все дни недели (кроме среды) люди могут отправиться в полёт в северные посёлки. Особенно востребован этот вид транспорта в то время года, когда север и Октябрьский отрезаны от центра в периоды межсезонья.
К сожалению, авиационный бензин перешёл в разряд дефицита и порой складывается ситуация, когда его запасы подходят к концу. Особенно тяжело приходится в период весенне-летних пожаров, когда нужно проводить авиапатрулирование и становится проблематично заправить самолёт. Но даже в таких ситуациях приоритет отдаётся пассажирским перевозкам.
– Любое предприятие сравни полёту самолёта: если не будет двигаться вперёд – упадёт. Каковы перспективы Зей¬ского аэропорта?
– Несмотря на непростое экономическое положение, нам удалось провести частичный ремонт здания аэропорта, ремонт взлётно-посадочной полосы. Кстати сказать, её длина позволяет принимать самолёты взлётной массой до 40 тонн. В нашем порту приземлялись такие самолёты, как “Фалькон”, принадлежащий одному из компаньонов рудника Покровского. Прилетал довольно крупный самолёт АН-74. Были случаи, когда запрашивались разрешения на посадку другими воздушными судами, но взлётно-посадочная полоса длиной 1600 метров недостаточна. Есть техническая возможность удлинить полосу до двух тысяч метров, и тогда можно будет принимать самолёты классом повыше. Благо что у нас в рабочем состоянии находится светосигнальное оборудование, оставшееся ещё с советских времён. В Амурской области всего два аэропорта: наш и Благовещенский, которые могут работать в тёмное время суток.
Вселяет надежду то, что руководство страны обратило внимание на проблему развития малой авиации, и мы надеемся, что на смену устаревшим летательным аппаратам придут новые, а за их штурвалы сядут молодые ребята, у которых будет перспектива служебного продвижения и совершенствования мастерства. Иначе просто нельзя.
Поздравляю с наступающим профессиональным праздником всех тех, кто отдал авиации свои лучшие годы и ушёл на за¬служенный отдых, тех, кто не спасовал перед трудностями и в самые трудные годы остался верным авиации и небу, которое “наш родимый дом”. Счастья, здоровья, успехов, безаварийной работы и удачи. А ещё пожелаю всем нам экономического процветания на радость пассажирам и тем, кто готов доставить их к месту назначения в целости и сохранности.
Григорий ФИЛАТОВ.
Фото автора.
Зейский аэропорт принимает не только легкие АН-2. На его “бетонку” приземлялись самый тяжелый отечественный вертолет МИ-26, самолет АН-74, французский “Фалькон”, военный АН-24.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...