Дом, где рождаются чудеса

Мастерицы
Работа не прекращается ни на минуту. Кажется, что ножницы в ловких руках модельера-конструктора Валентины Лукиной исполняют магический танец. И вот уже через две минуты на столе лежит фрагмент детали очередного костюма. Его, костюм, неповторимый и невероятно красивый, мы, зрители, в скором времени увидим на юной танцовщице в очередном концерте. Но до этого над ним еще предстоит «поколдовать» заведующей костюмерной Тамаре Синдеевой.
– Моя основная работа – шитье, Валентина Викторовна раскраивает, а я шью, – поясняет Тамара Павловна.
Уже 18 лет в нарядах, сшитых ее руками, выходят творческие коллективы «Энергетика» на сцену. В Зею Тамара приехала 20-летней девушкой вслед за мужем. Он служил срочную на подлодке в Северодвинске, она работала на заводе, строила эти самые лодки, заочно училась в техникуме на технолога по строительству корпусов подводных лодок.
– Приехали в Зею, подводные лодки строить негде, пришлось искать другую работу, – смеется Тамара Павловна, – пошла в ателье ученицей.



Шить любила с детства, поэтому и новая работа к душе пришлась. Но грянула перестройка, а вместе с ней сокращение, безработица... Девять лет просидела дома, занималась детьми. Работы не было, но однажды знакомая Ольга Родионова, которую встретила случайно, предложила поработать костюмером в «Энергетике». Согласилась и ни разу не пожалела об этом. Работа интересная, творческая, но главное – любимая. Если для театральных постановок художник разрабатывает эскизы, то для танцевальных коллективов в основном искали и придумывали сами, главное, чтобы хореограф объяснила, какой нужен костюм.
– Наталья Малушина (руководитель «Арбинады» – прим. Т.Т.) нам всегда так говорит: «Я никогда не вмешиваюсь в ваш процесс, потому что знаю – вы сошьете то, что мне надо».
Некоторым костюмам дарят вторую жизнь. Например, на старое платье добавляют новые элементы, и вот это уже совсем другой наряд.
– Голь на выдумку хитра, – вступает в беседу Валентина Лукина, – денег-то не хватает. Бывает, что и старое переделываем. Танцевальным коллективам сейчас туго приходится. Финансирование в этом году не ахти какое, а каждому новому танцу – новый костюм нужен. Вот и приходится выдумывать, комбинировать.
16 апреля исполнилось ровно 25 лет, как трудовая деятельность Валентины Викторовны началась в ДК «Энергетик».
– Привела меня сюда Наталья Малушина, – рассказывает Валентина Лукина, – из самодеятельных коллективов в «Энергетике» были только «Арбинада» и народный театр. Мы больше работали на «Арбинаду». А потом пошло-поехало… С каждым годом коллективов становилось все больше и больше. Сейчас только танцевальных пять, в которых занимается около 130 человек.
Каких только костюмов им не приходится шить! И национальные, и фантазийные, и наряды сказочных героев.
По специальности Валентина Викторовна закройщик. Как пришла в профессию? Да очень просто – буквально на следующий день после школьного выпускного устроилась работать ученицей в ателье. Любовь к шитью у нее с детства. Сначала мастерила наряды куклам, а в десятом классе сшила себе такое платье, что закачаешься!
– Его даже девчонки просили на танцы сходить, – улыбается Валентина Викторовна.
Год отработала ученицей, потом поступила в Лесозаводское училище на портного-закройщика. Получила диплом – и в родную Зею. Работала в ателье. Потом – перестройка со всеми вытекающими последствиями. Как-то встретила Наталью Малушину, она-то и предложила пойти костюмером в «Энергетик». Со временем самодеятельных коллективов в Доме культуры поприбавилось, работы становилось все больше. В итоге решили, что надо брать еще одного специалиста.
– А меня перевели на другую «высокую» должность – художника-модельера театрального костюма, – смеется Валентина Викторовна.
На вопрос: какой самый трудный костюм был в ее практике – отвечает:
– Самый трудный – это самый простой по покрою. Его шить неинтересно. Скучно. Чем сложнее костюм, тем интереснее с ним работать. Сразу начинаешь включать мозги, что-то хочется придумать. Знаете, что интересно? Проходит несколько лет, и мы, глядя на фотографии, смеемся: «Господи, какой позор мы шили!» Хотя в то время они нам казались просто сказочными! Сейчас появились другие материалы – интересные, красивые. С ними и работать легче, и фантазии есть где разгуляться.
– А помните, как мы Колобка делали, а Шрека, Коня? – хохочут девчата. – Сколько же мы с Конем намучились…
Кажется, для них нет ничего невозможного. Нужен Подарочный Мешок? Пожалуйста! Снегурочка? Тоже не проблема. Из свадебного платья смастерят костюм Феи. Хотите Елочку? Запросто.
Они не только сошьют такой костюм, что залюбуешься, но если надо, то и сыграют в театрализованной постановке любого персонажа. А еще могут в последний момент и слова выучить, чтобы заменить в театрализации заболевшего артиста. На всех праздниках они задействованы. То реквизит подают, то дежурят. А что? Нравится это мастерицам. «Мы всегда в процессе», – говорят они.
Бутафор
Все, что мы, зрители, видим на артистах объемное, необыкновенное, – все это выполнено руками художника-бутафора Ольги Журавлевой. Кокошники, короны для танцевальных коллективов, ростовые куклы – это все дело ее рук. Она же еще и руководитель детского кружка мягкой игрушки и «директор» кукольного театра «Балаганчик».
– До обеда я работаю на бутафорию, после обеда – с детьми, – поясняет Ольга Алексеевна.
В ее кабинете навсегда поселилось детство. По словам руководителя кукольного театра, с детьми работать не просто. Вот, например, роли распределили, сказку выучили, пришло время выступать, а один ребенок отказывается: «Не хочу, и все!». До премьеры остаются считанные дни, как быть? Но Ольга Алексеевна не тот человек, чтобы сдаваться. Из любой ситуации выход будет найден.
Так же будет найден выход, а вернее, решена задача по изготовлению той или иной конструкции костюма для концерта или спектакля. По её словам, идея приходит, как правило, ночью.
– Утром встаю и уже знаю, как делать, – улыбается Ольга Алексеевна, – я люблю, чтобы все было сделано качественно. Наши костюмы хороши: хоть вблизи на них смотри, хоть – издали. Всегда душа радуется, когда изделие хорошо выглядит со сцены.
Невероятно, но Ольга Алексеевна делает вещи с таким расчетом, чтобы не только зритель поверил в то, что на актере настоящий шлем (кольчуга и так далее), но и чтобы самому артисту это носить было приятно и удобно.
– Бутафория должна быть не только красивой, но и качественной, – считает мастер.
По специальности она воспитатель детского сада. Но это вторая профессия, а первая – оператор перфорационных машин. Работала некоторое время на машиносчетной вычислительной станции. Потом – перестройка, и объяснять уже ничего не надо. Предложили вести кружок мягкой игрушки в школе. С этого все и началось. Затем был «Ровесник». Потом перешла на работу в «Энергетик», но при этом вела кружок для малышей в школе, а со старшеклассниками занималась в «Энергетике». Здесь она трудится с 1995 года.
– Сейчас такие детки умненькие, рукастенькие, просто диву даешься, – с гордостью говорит о своих подопечных мастер.
Кукольный театр работает в основном за счет кружка мягкой игрушки. Ольга Алексеевна решила, что просто так шить игрушки, не давая им вторую жизнь, для ребят будет не интересно. Так и был создан кукольный театр, где ребята выступают и в роли мастеров по изготовлению кукол, и в роли актеров. Два зайца одним выстрелом.
– Куклы для кукольного театра, что продаются в магазине, скучные. А вот когда ребенок сам их сошьет, придав им неповторимый образ и характер, – это совсем другое дело. С ними же намного интереснее спектакли можно ставить, – уверена Ольга Алексеевна.
Художники
Оформление сцены – это дело рук двух очаровательных художниц Ирины Мартыновой и Татьяны Емельяновой. В свое время обе окончили Благовещенский педагогический колледж по специальности учитель изобразительного искусства и черчения. Обе в детстве увлекались рисованием, поэтому вопрос о выборе профессии не возникал.
Ирина Мартынова на должность художника-постановщика принята недавно на период декретного отпуска основного работника. В свою работу влюблена.
– Хотя и бывает иногда трудно, но все равно без нее себя не мыслю, – говорит Ирина.
Каждый раз новое мероприятие, а значит, нужно и оформление сцены такое, чтобы не повториться, чтобы было что-то свежее, необычное. Как правило, они воплощают задумку режиссера, но бывает и такое, что оформление сцены отдается им на откуп. Вот, например, декорации к концерту на 8 марта девчата придумывали сами. И ведь замечательно получилось!
По словам Татьяны Григорьевны, художника-декоратора, ее мечта работать в «Энергетике» осуществилась в 2012 году.
– Работа очень интересная, творческая. Бывают и сложные задачи. Например, на 70-летие Победы надо было «соединить» Кремль и Рейхстаг так, чтобы все это было отражено в разных временных пластах, но одновременно переходило из прошлого в настоящее. Воплощали, как могли, – улыбается Татьяна.
А смогли очень здорово! Подтверждение этому – первое место в областном фестивале-конкурсе народного творчества «Салют Победы» в номинации «Лучшая сценография». Дипломы вручали в Благовещенске.
– Очень приятно было, – вспоминает Татьяна Григорьевна.
Как складывается эскиз оформления? Не скрывают, что идеи черпают из Интернета. Нет, не копируют чью-либо работу, а берут только один-два элемента, а остальное дорабатывают и придумывают сами. Недочеты? Если такое случается, то картинку корректируют художественный руководитель или режиссеры мероприятия.
– Общими силами создаем праздник, – говорят девушки.
Без художника-конструктора Валерия Маслова не будет держаться ни одна декорация. Да что там декорации! Если надо, то и ружья будут сделаны, как настоящие, и колонны, и старая гармошка вмиг превратится в довоенный фотоаппарат на треноге, причем с первого взгляда даже не отличишь его от настоящего.
По специальности Валерий Иванович плотник. Все делает строго по чертежам, где все вымерено буквально до миллиметра. К построению любой конструкции, любому реквизиту для спектакля или концерта он подходит очень скрупулезно и это несмотря на то, что результат его труда будет жить на сцене от тридцати секунд (в случае какого-либо реквизита) до полутора-двух часов. То есть ровно столько, сколько будет длиться концерт или спектакль.
Из интервью директора ДК «Энергетик» Светланы Гурской: «Валерий Иванович для нас ценность. Мы знаем, что если ему поручили какое-то дело, то все будет сделано качественно и добротно. Он может буквально все: и замки поменять, и пришить, и прибить, и принести, и отнести, разрезать и вырезать, построить и поставить – все, что угодно! О таких говорят: мастер-золотые руки».
Татьяна ТАРАСОВА.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...