О бедный мой родной язык...
О бедный мой язык родной,
О прелесть
русской речи чистой!
Кто не глумился над тобой –
Шпана, чиновники,
лингвисты…
Лишите народ его родного языка, и вы лишите его культуры, потому что язык считается ключом к развитию народа. Лишить народ родного языка – значит уничтожить его. Что и происходит сейчас, прямо на наших глазах. И очень важно, что об этом задумываются не только лингвисты и педагоги. Постепенно и в среде молодых людей возникает понимание того, что как бы по-особенному, вычурно и оригинально не звучал жаргон, пора очнуться и начать очищать свою речь от хлама, нечаянно или намеренно проникшего в наш родной язык.
«ЗВ» предлагает читателям познакомиться с результатами исследования подростковых жаргонизмов, которое провела ученица Николаевской школы Яна Михеева.
«Я выбрала эту тему неспроста, – поясняет Яна, – речь человека – есть воплощение, реализация языка. Сегодня наш русский язык болен. Он переживает мучительное нашествие иностранных слов и жаргонов. Особенно это заметно в речи школьников. Задумавшись над этим вопросом, я решила провести исследование на примере нашей школы».
Яна исследовала причины появления жаргонизмов в речи. Школьный сленг – разновидность молодежного сленга. С течением времени он изменяется: одни слова умирают, другие появляются. Носители молодежного сленга – это люди от 12 до 25 лет. В своем исследовании Яна постаралась ответить на вопрос: почему именно так разговаривают школьники, почему жаргон прочно вошел в обиход?
«Я провела анкетирование учащихся нашей школы, – поясняет Яна. – В исследовании приняли участие 18 школьников 6-7 классов. В результате выяснилось, что 78 процентов учащихся употребляют жаргонные слова, 25 процентов – часто, 50 процентов – время от времени, 22 процента – не употребляют. Из них 28 процентов употребляют жаргоны в быту, 83 – в общении со сверстниками, два процента и в быту, и в среде сверстников.
Большая часть ребят относится к жаргону положительно, остальные равнодушно. Из ответов на вопрос: «Какие жаргонизмы вы употребляете чаще всего?» – я выделила несколько групп:
– названия школьных предметов и слова, относящиеся к школьному быту (физра, литра, контролка, историчка, училка, домашка);
– части тела (варежка, грабли, пакля, башка);
– бытовые предметы (инет, ящик, телик, сотик, мобила, комп);
– бытовые слова, обозначающие людей (пень, телка, лох, поцик, кореш);
– слова-оценки (классно, клево, ништяк, прикольно, круто, отстой, стремно, везуха, жесть);
– глаголы (шухерить, попутал, мутить, грузить, завалить, заливать, достал, врубиться, тащусь);
– деньги (косарь, баксы, кусок, бабки, бабосы).
Если в шестом классе ребята чаще употребляют жаргоны, связанные с учебой и школьным бытом, то в седьмом классе появляются более «взрослые» слова.
Причины употребления сленга школьники указали следующие: 43,3 процента считают, что это модно, 22,2 процента думают, что виновата скудость словарного запаса, 40 процентов уверены, что жаргоны делают их речь более понятной для друзей».
Выводы, конечно, неутешительные, Яна предлагает задуматься над тем, как мы говорим, потому что так же будут разговаривать наши потомки.
Исследование, конечно, небольшое, и контрольная группа из 18 школьников не показывает во всей полноте трагизм ситуации. Яне в силу возраста сложно было заметить, насколько прочно в жизнь детей вошел уголовный жаргон, нецензурная брань. Но и нам, взрослым, зачастую незаметно, как часто, даже имея высшее образование и считая себя людьми с широким кругозором, мы скатываемся к общению на жаргонах. И нам действительно кажется, что так понятнее и ярче звучит наша речь. Проблема тем страшнее, чем незаметнее. Жаргон проникает в литературу, СМИ, а про Интернет и говорить нечего: в социальных сетях, ЖЖ (живом журнале) это стало нормой. Люди считают, что соревнуются в остроумии. На самом деле медленно, но верно убивают родной язык. Мы засоряем его производными от иностранных слов, уголовным и уличным жаргоном, просто коверкая слова, лишая или до неузнаваемости искажая образы и смысл сказанного. И самое печальное, что даже педагоги, чтобы казаться более демократичными, завоевать репутацию у подростков, не чураются жаргона. А ведь у воспитателя, учителя, родителя совершенно другая функция – учить, давать образование (от слова образ, а не образина). И Яна совершенно права: нам, взрослым, давно пора проснуться и задуматься, куда мы идем сами и ведем наших детей.
Наталья Михайлова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...