За кем останется победа в битве за бизнес

Три сестры
Не многие в Зее могут похвастаться 25-летним юбилеем своего предприятия, особенно того, что относится к малому бизнесу. Марии Пановой, несмотря на три финансовых кризиса, чиновничьи преграды и другие трудности, удалось удержаться на плаву. Сегодня продукцию, производимую кондитерским цехом «Пингвин», знают многие горожане и жители близлежащих сел.
Сейчас сестры Ждан (в девичестве): Мария Панова, Наталья Миронова и Анна Евдокимова – успешные зейские предприниматели. Авантюризм, уверенность в себе закладывались в них с детства родителями, а еще тем временем, в котором они жили.
В 1990 году Мария с Натальей решили открыть свое дело. Начинали с заготовки лекарственных трав, открытия фитобара. База для этого была, ведь Наталья окончила фармацевтический факультет медицинского института в Хабаровске. По распределению попала в центральную аптеку города Зеи, где работала провизором-аналитиком, старшим провизором-технологом. Она рассказывает: «Хорошо помню тот день, когда сестра Мария предложила организовать своё дело: открыть в городе фитобар. Это было неожиданно и интересно одновременно». А через три года сестры разделили бизнес. Мария занялась торговлей, а чуть позже производством, Наталья – фармацией.

В 1996 году в Зею вернулась Анна, открывшая частный стоматологический кабинет. Нельзя сказать, что все в этой жизни дается сестрам с легкостью. Многое пришлось пережить, иногда опускались руки, но впадать в отчаяние – не в правилах этих хрупких, но сильных женщин.
Сегодня Мария и Наталья отмечают четвертьвековой юбилей своего бизнеса. Мария Петровна поделилась с «ЗВ» воспоминаниями о семье, детстве, школьных годах и, конечно, о том, что пришлось пережить, прежде чем её бизнес встал на ноги.
Семья
Наши родители – участники войны. Отец моего мужа Валерия, Валентин Иванович Панов 1925 года рождения, дошел до Берлина, потом участвовал в Японской войне. Награжден орденами и медалями.
Мой отец, Петр Ждан 1924 года рождения, участник войны с Японией. Мама, Вера Григорьевна, учитель. Во время войны работала в интернате в Перми. Встретились и поженились они в Октябрьском. Я родилась в поселке Деп, был такой небольшой лесопункт в Зейском районе. Потом отца перевели в Потехино, где он всю жизнь проработал бухгалтером в леспромхозе, мастером на сплаве. Был председателем народного контроля, имел непримиримый характер, был честным, скромным и глубоко порядочным человеком.
Мама работала учителем химии и биологии в Потехинской школе. Воспитывали нас, пятерых детей, в труде. Семья держала большое хозяйство. Наше детство проходило на покосе, сажали много картофеля.
Вспоминается: мне, как старшей сестре, приходилось стоять на стогу, принимать сено. Стог был высоким, шатался под ногами, словно был живым, и, казалось, вот-вот упадет. А отец все подкидывал сено и, наконец, говорил: «Ну, вот еще завершили стог». А потом мне еще нужно было слезть с верхушки по длинному черенку. Вот адреналин вырабатывался!
Ходили за грибами, ягодами. Наш поселок Потехино, затопленный при строительстве ГЭС, стоял в лесу. Там никогда не было ветров. Детство вспоминается безмятежным, счастливым. Помню, как каждую весну выезжали на пионерский слёт в Зею. Это были интересные мероприятия с флагами, речёвками, смотрами песен. А пионерские костры на День пионерии – 19 мая! Леспромхоз делал гигантские заготовки кострищ из сосен. Ждали темноты, чтобы поджечь, и когда начинали трещать ветки, зрелище было грандиозным! Эффектнее нынешних салютов. Потом – беготня вокруг костра, возвращались домой поздно ночью.
Когда не было водохранилища, ездили на катере. До Зеи он плыл целый день. Но какая вокруг была красота! На сопках густо росли деревья, которые спускались до уровня воды. Зрелище неописуемое.


В 40 километрах от Потехино был прииск Дамбуки. Для нас, потехинцев, это был центр. Туда выезжали, как в Москву. Там был очень хороший кондитерский цех с вкусной выпечкой. А мороженое – со вкусом детства: из бидонов черпали его ложкой в бумажный стаканчик.
Помню, как возвращались с отцом, он забирал меня из пионерлагеря «Искорка» (был такой в районе Овсянки). Приехал леспромхозовский катер глубокой ночью. Идем через лес. А вокруг – просто сказка, у светлячков праздник, кругом светло, как днем, – только мерцание фосфорного света.
В «Искорку» ездили каждый год. Чудесный пионерлагерь располагался среди вековых сосен. Много мероприятий, отличная еда в столовой. Очень нравилось какао с молоком.
Возвращались с отцом через Овсянку. А там, на улицах, елки растут. У нас в Потехино только сосны были и на Новый год дома ставили большую сосну. А тут невидаль, как в книжках. Прошу отца отломить мне веточку от елки. А он в ответ: «Нельзя. Если каждый сломает по веточке, что останется от дерева». И это говорил человек, всю жизнь проживший в лесу! Так до сих пор не могу сломать живую ветку и бросить мусор на улице.
Школьные годы
чудесные
Ходили классом в походы на неделю. Была у нас такая замечательная «классная» Галина Федоровна Машкина (Васильева). После выпускного в восьмом классе они с мужем Юрием Семеновичем Васильевым повели нас очень далеко в поход – вверх по Зее в сторону Бомнака. Есть там крутые сопки со скалами. Ночью вблизи ходил медведь, мы потом видели огромные следы. Но ничего не боялись. Зато впечатления остались незабываемые.
Галина Федоровна – неутомимый человек. Вечером в полнолуние ходили классом на лыжах вокруг острова вблизи поселка. Яркие звезды, мороз, который меньше минус 40 в Потехино не был. А мы на лыжах и всем весело. Каждый четверг в классе был выпуск стенгазеты. «Продергивали» отстающих, хвалили передовиков. Яркие ватманы с нарисованными картинками. Спасибо Вам, Галина Федоровна, что Вы были в нашем детстве, и не просто были, а отдавали нам часть своей души, воспитывали нас, вселили в нас свой фантазёрский задор, бунтарский дух, смекалку и оригинальность мышления. Здоровья Вам, живите долго.
Кто сейчас за нас?

Если говорить о бизнесе, то чиновники нас победили. Как мы с ними ни сражались, победа за ними! Вспоминаю 1993 год. Люди поверили в свободу рыночных отношений и проявили предпринимательскую активность. Народ пошел что-то продавать, строить, ремонтировать, оказывать всяческие услуги. Годовые декларации сдавало столько народу, что приходилось в налоговую занимать с вечера очередь и всю ночь стоять, дожидаясь открытия.
А сейчас предприниматели только сворачивают бизнес из-за увеличения налогов, тарифов на электроэнергию, нефть, газ. Особенно нужно отметить сложную отчетность для мелких предпринимателей. Фраза «в одно окно» – сплошное лукавство и «привет» от многочисленного непобедимого чиновничьего класса.
Проверок становится всё больше. Время на них отвлекается. Недавно мне судья посоветовал нанять специального человека для работы с проверяющими. Может, зарплата судьи и позволяет ему нанять штат домработников, а у мелкого предпринимателя бизнес не дотируется, деньги приходится зарабатывать тяжким трудом, чтобы не быть в убытках.
Сейчас предприниматели вынуждены сокращать расходы, а это, в первую очередь, приводит к сокращению работников или полностью к закрытию бизнеса.
Летят с предпринимателей клочки шерсти, а чиновники им «помогают». И дают бодрые отчеты о том, как всё хорошо. Вот и старается каждый свои дела в индивидуальном порядке решить. Как говорят, не подмажешь, не поедешь.
Вспоминаю начало становления. Открывали с сестрой фитобар, собирали лекарственные травы. Кажется, чего бы бояться могущественным на то время госаптекам? Ан нет, тут же пришла к главе города Анатолию Корыткину заведующая аптекой и потребовала немедленно нас закрыть. Но честные чиновники были. Брал меня за руку на совещании Анатолий Александрович и говорил: «Держитесь, работайте. Я за вас». Понимал, что это начало, потом самодостаточные люди будут работать, кормить себя, бюджет. Ему-то лично от этого в карман ничего не перепадало. Спасибо вам, Анатолий Александрович! Только хорошие воспоминания о вас остались. Да и последние положительные решения по бизнесу – тоже от него. А после – только отказы. Кто же сейчас за нас заступится? Мой недостаток, что не умею «договариваться» и взяток не даю по принципиальным соображениям.
Дави их налогами!
Не удержались наши местные депутаты и увеличили местный налог по ЕНВД. Москва увеличила коэффициент-дефлятор. Пенсионный фонд еще в прошлом году значительно увеличил для индивидуальных предпринимателей фиксированный пенсионный налог в зависимости от дохода. А в этом году уже и для всех ИП – на 1,5 тысячи рублей. В итоге, в 2015 году увеличение налогов составит в среднем 30 процентов. Кому добавляют? Предприниматели уже массово закрывают свою деятельность, чиновникам надо местную газету почитать, где объявления о продаже бизнеса – в каждом номере.
Лицемерными речами становятся оглашения с высоких трибун о помощи малому бизнесу. И только тот, кто не в бизнесе, может в это поверить. Сарказм и смех вызывает очередная речь с трибуны радетеля народного (депутата Госдумы) о помощи малому бизнесу.
Мы пережили три кризиса. Первый в 1991 году особо не заметили. Хотя денег не было ни у нас, ни у покупателей. 1997 год был сложнее. А нынешний кризис – самый непредсказуемый. Резко растет в цене сырье для производства: мука, сахар, масло, кондитерские украшения. Трудно бизнесу. Удержится ли он сегодня?
Подрастают помощники
Но, как и прежде, три сестры занимаются своим делом. Живет в Зее их брат Александр Ждан. Порядочный, работящий и уважаемый человек. Помогает сестрам в бизнесе. Сестра Галя живет в Харькове. Уехала туда за мужем-украинцем, который служил в Свободном.
Сын Дима и дочь Людмила помогают матери Марии Пановой в бизнесе. У Димы подрастают две дочери – Поля и Ева. Девчонки обожают побегать с бабушкой на лыжах. Одиннадцатилетняя Поля любит готовить, может испечь пиццу, помочь маме сделать торт. Подрастают помощники, преемники старшего поколения.
Маргарита РАЙ.
Фото автора и из архива Марии Пановой.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...