Конфликт из-за мелочи
Сдачи нет!
В редакцию «Зейских вести сегодня» обратился Александр Макаров. В своем обращении он описал ситуацию, в которой каждый из нас бывал хоть раз, когда у продавца не оказывалось сдачи.
Александр Викторович пришел в магазин «Семейный», находящийся в Светлом-3 (район стоматологии), за продуктами. Кассир рассчитала покупку на сумму 251 рубль. Покупатель подал купюру номиналом 2000 рублей, на что продавец заявила: сдачи нет. Александр Викторович возмутился: «У вас постоянно нет сдачи, то 40, 50 копеек, а то и рубль. Если нет сдачи, закрывайте магазин».
Далее разговор пошел на повышенных тонах. В итоге продавец удалилась в подсобку, после чего вернулась и выдала сдачу. Но на этом конфликт не был исчерпан. По словам Александра Викторовича, когда он уже выходил на улицу, его догнала продавец и начала оскорблять и угрожать.
А как по закону?
Прав ли был покупатель, не предоставив сумму под расчет? Прав!
Продавец обязан обеспечить сдачу в любое время работы магазина в том количестве, которое необходимо для расчета с покупателями. Вопрос, касающийся отсутствия сдачи у продавца, самого потребителя волновать никак не должен. Согласно письму Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104 о правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, «руководство магазина отвечает за то, чтобы обеспечить кассиров разменными купюрами и монетами в количестве, необходимом для расчетов с покупателями».
Пожалуй, каждый потребитель сталкивался с ситуацией, когда у продавца не оказывалось сдачи. Обычно продавец просто кивает головой и отправляет вас искать разменную монету. В некоторых случаях и вовсе отказывается совершать продажу, хотя права на это не имеет. С этого момента продавец начинает нарушать закон и права потребителя. Отказ продавца принять оплату в виде любой денежной купюры означает отказ от заключения договора купли-продажи, который по ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации приравнивается к публичному договору.
Что же делать в такой ситуации, спросите вы?
Требуйте книгу жалоб и предложений и делайте запись об отказе продавца продать вам товар по причине отсутствия сдачи (хотя с 1 января 2021 года в Правила продажи товаров в розницу внесены изменения: иметь жалобную книгу или не иметь – решает администрация магазина).
Обращайтесь в Роспотребнадзор. Результат проверки Роспотребнадзор сообщит вам в письменной форме.
Если из-за отказа продавца от заключения договора купли-продажи (ст. 426 ГК РФ) покупателю причинен существенный моральный, материальный ущерб или нанесен вред его здоровью, а продавец отказался удовлетворить требование потребителя возместить ущерб добровольно, смело подавайте иск в суд.
Другая сторона
Возмущение Александра Макарова понятно для любого покупателя. Но необходимо выслушать и вторую сторону конфликта. За разъяснениями «ЗВС» обратились к заведующей магазином Евгении Кузьминой и менеджеру-куратору Людмиле Коротковой.
Евгения Владимировна и Людмила Викторовна пояснили: конфликт действительно был, но, по их словам, продавец не отказывался давать сдачу. Когда Александр Викторович подал 2000 рублей, продавец попросила посмотреть купюру поменьше, на что в свою сторону услышала оскорбления, это довело её до слез. На момент конфликта в очереди стояли и другие покупатели, которые решили заступиться за продавца и в ответ услышали, со слов Людмилы Викторовны, – «трехэтажный мат». Пока происходила перепалка между покупателями, продавец сходила за разменом и предоставила клиенту сдачу. На вопрос: «Угрожала ли продавец Александру Викторовичу?» – специалисты магазина пояснили, что данный разговор никто не слышал. Остается только догадываться: была угроза или нет.
Евгения Владимировна сообщила, что Александру Викторовичу неоднократно принесены извинения и предложено написать претензию в письменном виде, но он отказался.
Уважаемые читатели. Вам озвучена ситуация, в которую может попасть любой, как продавец, так и покупатель. На чью сторону встать в данном конфликте, решать вам. Но очевидно одно: и покупатель, и продавец разрешать ситуацию должны взаимно вежливо.
Марина Остащук.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...