Татьяна КРИЦКАЯ:«Мы работаем в интересах граждан»

Что скрывать, бывает и такое: мы порой теряем документы, выданные загсом. Что делать в таком случае и как получить повторный, рассказывает начальник отдела загса по городу Зее и Зейскому району Татьяна КРИЦКАЯ.
Повторный документ
Для того чтобы составить представление граждан о том, как получить повторный документ, нужно определиться по двум понятиям – это запись акта гражданского состояния и свидетельство. Запись акта – это документ, который хранится в отделе загса, свидетельство – это то, что выдается гражданину на руки.
Записи актов потеряться ни в коем случае не должны, за это мы несем персональную ответственность, они хранятся в загсе 100 лет. Записи акта могут быть аннулированы только на основании решения суда.
В случае, если гражданин теряет документ, который получил в день регистрации, он имеет право обратиться в тот отдел загса, который зарегистрировал акт, и получить повторный (как в народе говорят: “дубликат”, “копию”) документ на основании той записи акта, которую когда-то составлял либо он, либо его родители, либо иное физическое, либо юридическое лицо.
Куда обращаться?
Подчеркиваю, что повторный документ выдается только тем загсом, который регистрировал акт гражданского состояния, и все записи актов, созданные сельскими советами Зейского района начиная с 1925 года, хранятся тоже в нашем отделе. Если к нам обращаются граждане, решающие наследственные вопросы, и запрашивают документы о лицах, родившихся до 1925 года, мы рекомендуем обратиться в Государственный архив Амурской области.
То есть если сельский совет находился на территории Зейского района, то обращаться за повторным документом нужно в отдел загса города Зеи. Если, допустим, сельский совет находился на территории Белогорского района – то в отдел загса города Белогорска, и так далее.
Составить запрос нужно правильно
Для того чтобы правильно составить запрос о высылке повторного документа, необходимо обратиться к специалистам загса за консультацией и при оформлении запроса гражданину нужно составлять его в соответствии с утвержденной постановлением правительства формой. С нашей стороны эта услуга бесплатная, но повторный документ облагается госпошлиной, и это необходимо знать. Как и то, что справки или иные повторные документы, которые запрашивает гражданин, высылаются не на его домашний адрес, а в адрес загса по месту его жительства.
Необходимо бережно относиться к документам, которые выдаются загсом. Это наследуемые вещи, и очень хочется, чтобы поговорку про Ивана, не помнящего родства, наконец-то сняли, как клеймо, с российского народа. Иногда мы делаем открытия для людей, решающих наследственные вопросы в отношении близких родственников. И возникает чувство досады за умершего человека, который завещал квартиру, строил ГЭС, помогал поднять внуков, а о нем близкие не знают даже элементарных вещей. Я уже не говорю, что с этим связана дата памяти. Мы должны знать и помнить свои корни!
Как быть с заграницей?
Если необходимо истребовать документ из-за границы, а именно так сейчас называются наши бывшие союзные республики, то здесь порядок определен Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которая определяет порядок работы, подчеркиваю, только между загсами.
Например, человек, родившийся на Украине, живет здесь. Ему потребовалось свидетельство о рождении, допустим, из Запорожской области, он сам пишет заявление в тот сельсовет Запорожской области, который зарегистрировал его рождение. Стопроцентная гарантия, что ему не ответят. Потому что Конвенцией предусмотрено общение только между загсами. Поэтому граждане, у которых акт гражданского состояния был зарегистрирован на территории бывших союзных республик, должен обратиться в отдел загса по месту жительства. Гражданином оплачивается госпошлина за истребование документа из-за границы, предъявляются копии паспортов, иных документов, подтверждающих факт родства, и так далее, и на основании этих документов мы делаем запрос. Загс не имеет права не ответить на запрос другого загса, который находится на территории бывшей союзной республики, потому что за этим последуют уже другие отношения между министерствами юстиции наших республик.
Хочу обратить внимание на то, что загсы других республик работают не так быстро, как те загсы, которые находятся на территории РФ. Они исполняют запросы начиная от трех до 12 месяцев. Поэтому если женщина, брак которой зарегистрирован на территории другой республики, готовится подать документы в Пенсионный фонд, а у неё не достаёт документа, подтверждающего факт смены фамилии (как мы говорим, с девичьей на фамилию мужа), нужно заранее побеспокоиться об этом. Когда мы принимаем такие запросы для исполнения, всегда говорим, что для этого понадобится от года до полутора лет. На моей практике был запрос, который исполнялся Таджикистаном три года. Причем в нарушение законодательства давались необоснованные отказы. Пришлось выйти на Министерство юстиции, и только после этого мы получили ответ на запрос. Поэтому еще раз прошу граждан: внимательно просмотрите свои документы, есть ли необходимость в запросе какого-либо документа или нет. Лучше прийти в загс, проконсультироваться, и в случае необходимости мы вам окажем грамотную юридическую помощь – мы работаем в интересах граждан. Если раньше Украина исполняла запросы в течение двух-трёх месяцев, то сейчас об этом стоит забыть.
Согласно Конвенции, на которую я ссылалась, загсы обязаны прислать документ на языке той страны, на которой он составлялся, причем с неофициальным переводом на русский язык. К сожалению, прибалтийские страны и Грузия этого не делают. Но документ будет иметь юридическую силу только в том случае, если имеет перевод, сделанный в бюро переводов и заверенный нотариально. Такое бюро есть в г. Благовещенске, и мы рекомендуем гражданам обращаться туда.
Записала Татьяна ТАРАСОВА.
Фото Татьяны Тарасовой.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...