«Лоскутное одеяло» города

Выделение участков земли по федеральной программе «дальневосточный гектар» преследовало благую цель – сократить отток местных жителей, а также сделать Дальний Восток привлекательным для представителей других регионов. На первоначальном этапе гектары предоставлялись только жителям ДФО, а затем таким правом наделили всех россиян, независимо от региона их проживания.
Федеральный закон о выделении участков земли вступил в силу в мае 2016 года. На основании этого документа в регионах приняты свои законодательные акты. В них определено, какие территории могут быть предоставлены желающим стать «землевладельцем».
«Гектар» в 25 квадратов
Когда закон только обсуждался, наверняка многие предполагали, что «дальневосточный гектар» будет выделяться за пределами поселений, в чистом поле и выглядеть в форме квадрата со сторонами, равными 100 метрам. Но это оказалось не так. Более того, «гектар» вовсе не обязательно должен быть действительно гектаром с площадью 10 000 квадратных метров. Он может иметь площадь, скажем, 50 квадратов или даже меньше. Согласитесь, что это больше похоже на профанацию самой идеи наделить гектарами тех, кто готов начать собственное дело и способствовать развитию окраинного региона России. Представьте, что можно построить на 50 квадратных метрах? Гараж? Сарай?
Ну и, главное, «под раздачу» попали территории населённых пунктов, и тут уж «дальневосточные гектары» площадью 50 и даже 25 квадратных метров стали обычным делом. Правда не всем населённым пунктам так «повезло». В соответствии с законом Амурской области выделять земельные площади в рамках упомянутой федеральной программы нельзя в городах с населением свыше 50 тысяч человек. В Приамурье это Благовещенск, Белогорск и Свободный, включая десятикилометровую зону вокруг них.
Как бы то ни было, а выделение небольших клочков земли по «дальневосточному гектару» на территории г. Зеи (о чём читатели «ЗВ» с недоумением спрашивают довольно часто) вполне законно и обоснованно. Правда для многих жителей районного центра это стало весьма неприятным сюрпризом. В соответствии с известной поговоркой «Гром не грянет – мужик не перекрестится» некоторые своевременно не озаботились тем, чтобы узаконить свои права на пользование приусадебными участками. Как следствие, люди оказались под угрозой лишения земельных наделов, которые они давно привыкли считать своими.
Но возникающие споры частного порядка решаются в рамках гражданского судопроизводства, и в конце концов это проблемы владельцев усадеб. Беда в том, что в процессе реализации упомянутого закона в частном владении могут оказаться (и оказываются) территории зелёной зоны города, а это затрагивает интересы всех горожан, многие из которых весьма болезненно воспринимают происходящее. И уже имеют место быть ситуации, когда на месте берёзовой рощицы, лужайки между пятиэтажками на вполне законных основаниях появляются торговые сооружения или жилые постройки. Отчего это происходит, и нельзя ли было муниципальным властям наложить вето на раздачу живописных природных уголков города, которые так оберегали в своё время гидростроители?
Кто должен платить налог?
По словам главного специалиста комитета по управлению муниципальным имуществом г. Зеи Александра Свистунова, не всё так просто. Причина в том, что когда принимался упомянутый закон, то исходили из того, что все участки распределены, узаконены и имеют чёткие границы. Но когда составлялась кадастровая карта, выяснилось, что такие чёткие границы есть не везде. Заставить же владельцев последовать закону непросто, поскольку сперва необходимо провести межевание, а оно стоит недёшево, в пределах десяти тысяч рублей. Не каждый готов выложить такую сумму, да и хлопотное это дело.
Теперь о зелёных зонах города. В муниципалитете, поняв, что ситуация выходит из-под контроля, срочно постановлением главы города определили участки, которые относятся к «зелёным зонам». Для этого пришлось спешно нанимать специалиста, который сделал соответствующие замеры. На публичной кадастровой карте нанесли соответствующие пометки с тем, чтобы претенденты на получение участков земли в черте города, зайдя в общедоступную компьютерную программу, видели, на какие из них они могут не рассчитывать.
Но сделать пометку на публичной кадастровой карте – это полдела. Все «застолблённые» участки должны быть кому-то переданы, в противном случае все они через пять лет «слетят» с кадастровой карты.
С территорией городского парка определились, передав её в бессрочное пользование Единой службе по благоустройству, а как быть с другими зелёными зонами? Ведь они занимают определённую площадь, за которую необходимо платить земельный налог. Но при всём старании администрации города так и не удалось пристроить временно спасённые от застройки участки городской территории.
– Раньше мы могли освободить от земельного налога хотя бы свои муниципальные учреждения за счёт городского бюджета, – объясняет Александр Николаевич, – но сейчас это отменили.
Спору нет, платить должны все землепользователи, даже если это обременительно, также нужно понимать социальную значимость городской инфраструктуры. Растеребить её на клочки в 50 квадратных метров недолго, а как потом собрать?
Отказать же в выделении «свободных земель» администрация города не вправе, вот и появляются на столе сотрудников КУМИ заявления с просьбой согласовать выделение очередного «гектара» величиной с салфетку.
Григорий Филатов.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...