Местная инициатива?
«Вы зарегистрированы в нашей упрощенной системе?» – начала в очередной раз разговор оператор почтовой службы, прежде чем выдать мне долгожданную посылку к празднику от далекого родного адресата. «Нет», – в очередной раз отвечаю я. И, устав пояснять подробности на все бывшие раньше «почему», в благодушном настрое в этот раз ограничиваюсь обычным «не хочу». Надеясь, что разговор на том и закончится.
«Значит, сейчас будем регистрироваться, говорите свой номер телефона! Вместо заполнения бланков вы просто назовете код, который придет вам в сообщении. Все равно регистрироваться придется, с января никаких бумажных бланков не будет, все только через телефон!» – женщина всем своим видом показывает, что предложение безальтернативно. И тут, видимо, почуяв угрозу ограничения свободы, в моей душе просыпается верный внутренний «ёжик».
«С чего вдруг? – возмущается «ежик», – а если у меня нет телефона?».
Посылку в этот раз мне выдали, как обычно, по паспорту, но, выходит, право пользоваться услугами почты надо каждый раз вот так «отбивать»? А как быть тем, у кого, и правда, нет телефона? Может же случиться, что у человека весь круг общения – в шаговой доступности? Или «Почта России» обяжет всех приобрести телефоны? Как в таком случае быть, как теперь говорят, с социально не защищенными слоями населения?
Ситуация действительно выглядела нелепо, как в известном советском мультике про почтальона Печкина. Только вот там у кота Матроскина паспорта не было, а у меня – и паспорт, и прописка на месте, но, оказывается, теперь без телефона они – ничто? Абсурд, да и только, ни в какую логику не вмещаемый.
Все точки над «i» расставило изучение федеральных законов, а также официального сайта «Почты России». К счастью, оказалось, что угроза безальтернативного перехода на «упрощенную систему» – инициатива, судя по всему, местная. Официальный рупор почты предлагает новый вид работы с клиентами исключительно как услугу: если кто-то из них пожелает не заполнять бланк, а получить сообщение, то почта может это право обеспечить. Никаких радикальных перемен не претерпел и Федеральный закон «О почтовой связи». Напротив, он недвусмысленно говорит, что «почтовая связь в Российской Федерации является неотъемлемым элементом социальной инфраструктуры общества и способствует реализации конституционных прав и свобод граждан». А одним из основных принципов деятельности в области почтовой связи законодательно провозглашена доступность и гарантия равных прав всех пользователей (вне зависимости от наличия у них гаджета!). Более того, в статье 16 федерального закона прямо говорится о том, что оператор почтовой связи обязуется переслать вверенное ему почтовое отправление по указанному отправителем адресу! То есть и бумажные извещения как приносил почтальон домой, так и обязан это делать впредь – независимо, зарегистрирован ли пользователь в «упрощенной системе» или нет.
Ну, чтобы уж точно убедиться в правоте собственных рассуждений, мы связались с московским центром поддержки клиентов «Почты России». Молодой человек на другом конце провода ответил: «Упрощенная система – это услуга, которая предоставляется исключительно по желанию клиента. Любое отправление (посылку, письмо, перевод) адресат может получить по предоставлению паспорта либо другого документа, удостоверяющего личность. По-прежнему остается и адресная доставка уведомлений».
Понятно желание в отделениях на местах сэкономить на бумаге (а то и на «лишней ставке почтальона?). Но мы-то тут при чем? К слову, навязывание одной услуги вместе с другой карается ещё одним федеральным законом – о защите прав потребителей. Это так, на всякий случай.
Алиса Дотова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...