Ремонтировать автомобили я любила больше, чем водить

Мечта быть шофером зародилась у Маши в далеком детстве, когда еще был жив отец. Увидев в деревне первый автомобиль – "газик", девчушка раз и навсегда выбрала свою будущую профессию.
За старшую
Родилась Мария в 1951 г. в селе Стафеевке Горьковской области. В семье, кроме нее, росли еще четыре сестры и брат. Когда умер отец, Маше не было и десяти лет. Мать осталось одна с шестью детьми: старшей дочери было 15 лет, младшей – полтора года.
– Работали мы с малолетства, – вспоминает Мария Красикова (в девичестве Белова), – родители приучали нас к труду. Мы все с отцом учились со второго класса пилить двуручкой дрова и колоть их. Позже, учась в пятом классе, с мамой ездила в лес на санях по дрова. Жили бедно. В 1954 году наша семья переехала по переселению в Читинскую область, в село Макарово. Отец был заведующим фермой, мама тоже работала на ферме, то с телятами, то на свинарнике, а после смерти отца пошла в доярки. Старшая сестра в 16 лет вышла замуж и уехала учиться. Вторая сестра после девяти классов поступила в училище. Осталась я за старшую. Закончив девятый класс, в 17 лет пошла учеником штукатура. Тяжеловато было, особенно таскать носилки с раствором. Два года отработала штукатуром в поселке Первомайском, получила разряд.
Навстречу мечте
Но мечта стать шофером не покидала девушку, и она решилась. Подала документы на тракториста-машиниста широкого профиля в Нерчинске. А чуть позже в газете прочитала о том, что в Шилке набирают группу шоферов, туда Мария и отправилась. По приезде выяснилось, что учебная группа была уже укомплектована. Но молодые люди уговорили преподавателя взять Марию на обучение. Исключение сделали и еще для одной девушки. Так все вместе и учились: парни и две девчонки.
Поступив на шофера в 1970 г., через полгода Мария успешно сдала экзамены. По ее словам, обучение давалось легко, единственное, над чем пришлось биться, – это заезжать задним ходом на эстакаду. "У ЗИЛа кузов широкий, борта высоченные, не видно, куда ехать. Приходилось высовываться на подножку. Научилась все-таки. Присвоили третий класс", – вспоминает сейчас Мария Александровна.
Выдержала
Автошкола, которую окончила девушка, была при автотранспортном предприятии (АТП). Его директор заявил ей: "Ты у меня шофером не будешь работать, учись на токаря, мне токарь нужен". "Как на токаря?! Я шофером хочу быть! – возмутилась Мария. – Не пойду я на токаря!" "Не пойдешь – машину тебе не дам!" – отрубил директор.
– Оформили меня тогда автослесарем, – рассказывает Мария Александровна, – послесарила я там месяц и поехала устраиваться на работу в село Казаново, там же в Читинской области. Пришла в "Сельхозтехнику", поговорила с механиком, завгаром, показала удостоверение. И меня взяли шофером на старенький бензовоз, а через три месяца пересела уже на новый. Вот так с 1971 года я и работала шофером.
В те времена теплых гаражей не было. Грели машины паяльными лампами, "кострили", разогревали при помощи шлангов с паром. Сейчас вспоминаю этот период, как самый тяжелый. Временами думала, что не выдержу. Но выдержала.
Помню, механик в Казаново мне говорил: "Машка, женская рука создана для поцелуя. А у тебя они какие?! В мазуте всегда!". А я ремонтировать автомобили любила больше, чем водить. Будучи на ремонте, наслаждалась, до того мне было интересно. К тому же шофер обязан разбираться во всем этом, зимой, если сломается машина, а ты не знаешь, как ее починить, – считай, замерзнешь.
Замуж Мария Александровна вышла в 1970 г., через год родила первого сына, а в 1973 г. – второго. "Раньше декретный отпуск короткий был. Спустя два месяца после родов уже выходили на работу. Вот едем утром на самосвале. Старший, Саша, сидит рядом на сиденье, я одной рукой младшего, Сережу, держу, а другой – рулю: везу одного в ясли, другого к свекрови", – вспоминает Мария Красикова.


Такая работа
Младшая сестра Марии Александровны предложила ей переехать из Читинской области в Зею, где сама жила и работала на строительстве ГЭС. Семейная жизнь с мужем к тому времени дала трещину. Супруг пристрастился к алкоголю. Свекровь часто пугала сына, что если он не бросит пить, жена от него уйдёт.
Марии Александровне идея с переездом понравилась, а вот муж не хотел менять местожительство. Но женщина была настроена решительно: сказала, что если он не поедет с семьей, она уедет с детьми одна, и уволилась с прежнего места работы.
В августе 1975 г. вся семья переехала в Зею, супруги устроились на работу в ПМК-597: она – шофером, он – трактористом. Но с мужем позже все-таки пришлось развестись, ведь пить он так и не бросил.
К тому времени имела по квалификационной характеристике второй класс, чтобы получить первый, в 1976 г. Мария пошла учиться в ДОСААФ. Впоследствии, работая в "Амурсельстройтрансе" шофером первого класса, в 1977 г. она перевелась в ПМК-115, где и проработала 10 лет.
После развода восемь лет молодая женщина жила с детьми и матерью, помогающей воспитывать сыновей. Часто приходилось ездить в командировки по Зейскому району, находясь вне дома неделю, а то и больше. Но жаловаться на тяготы работы женщина-шофер не привыкла. Детей надо было растить, а зарабатывала она, по ее словам, тогда хорошо, на жизнь семье хватало.
Работая в ПМК-115 на автобусе, частенько приходилось ездить в Тыгду, отвозить на железнодорожный вокзал и встречать обратно с поезда руководство предприятия. "Днем работала. В девять вечера ложилась спать, в 23 часа вставала и выезжала в Тыгду, – говорит Мария Александровна, – бывало, что приходилось ждать поезда и до утра. Зима, а что делать, сижу, жду. Работа такая".
Опора и поддержка
А спутник для сильной женщины нашелся, точнее он всегда был рядом. Бульдозерист Сергей работал в ПМК-115, долгое время ухаживал и предлагал выйти за него замуж. Но Марию сильно смущала разница в возрасте, мужчина был моложе ее на шесть лет, и все его предложения она неизменно отвергала. И только спустя шесть лет настойчивый поклонник стал мужем. В 1985 г. Мария Александровна родила младшего сына Василия.
А выйдя после декретного отпуска на работу, давно состоявшийся специалист услышала от нового начальника: "Не понимаю женщину-шофера!".
– Мне палец в рот не клади, конечно, я ответила ему дерзко. Ну, а кому такое понравится. Начались конфликты, в итоге я уволилась. Пошла работать в автоколонну при комбинате бытового обслуживания (КБО), водила УАЗ. В 1989 г. пришлось уволиться, замечала за собой, что в сумерках стала плохо видеть. Работать шофером при этом я посчитала опасным делом. Правда личный "Москвич" еще несколько лет водила.
В послужном списке Марии Красиковой: постоянное участие в демонстрациях, добровольной народной дружине, звание ветерана труда и медаль “За долголетний добросовестный труд”.
Позже были другие места работы, на пенсию Мария Александровна вышла в 50 лет, но, по ее словам, ни в какой другой профессии она себя так и не нашла – все это было не ее.
В 2007 г. после инсульта умер любимый муж. "Оставшись без Сергея Петровича, просто выла, долгое время не могла свыкнуться с мыслью, что его больше нет рядом", – с горечью говорит Мария Александровна. Чтобы хоть как-то заглушить тоску по мужу, она начала вышивать, специально выбирая сложные рисунки, где надо было считать крестики. Вот уже 10 лет Мария Красикова вышивает картины.
После мужа ее надеждой, опорой и поддержкой остались три сына, без которых она не мыслит своей жизни. Обожает Мария Александровна и ребятишек: двух внуков, шестерых внучек и двух правнуков. На знаменательные даты большая семья Марии Красиковой старается собраться вместе.
На вопрос, какой автомобиль был любимым, зейская женщина-шофер ответила: "ЗИЛ-164. Я всегда предпочитала большие машины. И за рулем, сколько себя помню, всегда пела".
Виктория Черепанова.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...