Островитяне

– Вас на том берегу кто-нибудь встречает на машине?

– Нет.

– И вы пойдёте пешком? От протоки до Александровки четыре километра.

– Вы думаете, что я не способен пройти пешком это расстояние? Плохо выгляжу?

– Ну, сейчас мало кто пешком ходит... Садитесь и спасательный жилет наденьте.

Сажусь в резиновую лодку. Инспектор ГИМС заводит мотор, и лодка устремляется через протоку в сторону Александровки.

В сущности Александровка расположена на острове и, не будь дамб, перегораживающих протоки, она бы так и располагалась на “части суши, окружённой со всех сторон водой”. Сейчас же в первозданное островное состояние она возвращается только в экстремальных ситуациях. Как только начинается бурный подъём Зеи, часть воды, которая устремляется по основному руслу реки, отводят в протоки. Уровень воды в реке понижается, а Александровка оказывается на острове. (вступление)

 

Губернатору и главе района верят, но надеются на спасателей

Жители с пониманием относятся к своему жертвенному положению и, оказавшись в очередной раз островитянами, сохраняют привычный ритм жизни и полное спокойствие. Правда в этот раз, когда разговоры зашли о запредельных сбросах воды через плотину, народ встревожился. Бабушки и дедушки, к которым внуки приехали погостить на лето, поспешили отправить детей на “большую землю”.

– Всякие разговоры ходили, – признаются жители села. – Но больше всего тревожила неопределённость. Никто толком ничего не объяснял, а потому люди верили всяким слухам. Но прилетел губернатор на вертолёте и всё нам доходчиво рассказал. Самое главное – мы поняли, что нас на произвол судьбы никто не бросит. Сейчас мы живём так, как жили и раньше, когда была дорога на трассу. Село расположено на возвышенности, и почва здесь песчаная, так что в огородах особо ничего не вымокло. Есть огурцы, помидоры, картошка... Губернатор спрашивал, не нужна ли гуманитарная помощь овощами. А зачем нам гуманитарная помощь? Мы-то проживём, а вот тем, чьи сёла водой залило, тяжело будет. У нас в селе люди отзывчивые, кто чем может, поможем землякам.

Оптимизма жителям села прибавляет группа спасателей численностью четыре человека. Поселили ребят в клубе. Есть у них лодка, средства связи. Судя по всему, парни просто так проводить время не привыкли. Провели подворный обход, объяснили людям, что нужно делать в случае резкого подъёма воды, у пожилых поинтересовались, не нужно ли чем помочь? Одной бабуле дров накололи, другой хлеба купили. Увидели заросшие непроходимым бурьяном улицы и заброшенные усадьбы, предложили свою помощь в выкашивании. Парням вручили механические триммеры, и они споро взялись за дело. Увидев выпавшие от ветхости доски, выказали желание обновить ограждение памятника павшим воинам. Жители весьма одобрительно отзываются о своих спасателях.

Где встречать учебный год?

С начала нового тысячелетия “ЗВ” время от времени рассказывает о трёх детях, родившихся аккурат на рубеже веков. Одна из них – Люба Варенникова живёт в Александровке. Благо времени было предостаточно, решил попроведовать, а заодно и поинтересоваться, в какой школе она планирует встретить новый учебный год? Вопрос – не праздный. Очевидно ведь, что до прекращения водосброса никто дамбы восстанавливать не будет, а значит, на островном положении Александровке оставаться, как минимум, до октября. Похоже, что детей в Николаевку придётся возить через протоку. Если открывать официальную переправу, то необходимо выполнить ряд условий по обеспечению безопасности перевозки детей. По селу прошёл слух, что ребят, которые обучались в Николаевке, отправят в овсянковскую школу-интернат. Родители против такого варианта.

Против такого расклада и наша (изрядно повзрослевшая и подросшая) героиня. Люба категорически заявила, что в школу-интернат не поедет, а будет учиться дома. Мама её поддерживает.

Дискотеку никто не отменял

Какие бы катаклизмы не обрушивались на нас, но дискотеки, которые проходят в клубе, никто не отменял. Правда, в отличие от прошлых, нынешним летом молодёжи поменьше, но все, кто есть, каждый вечер исправно собираются возле клуба. Развлекательная программа – обязательна, но с наступлением ненастья у заведующей клубом Ирины Свиридовой свои заботы. Беда в том, что в клубе стала протекать крыша. Вода попадает под конёк, а потом уже растекается по всему потолку. Уже промочило потолочное перекрытие в фойе клуба, но самый серьёзный урон в зале. Здесь потолок пострадал уже на значительной площади. По мнению Ирины Николаевны, затраты на ремонт кровли пока что не так велики, а потому приступать к нему нужно не мешкая. Если отложить всё это на более позднее время, то потом уже придётся ремонтировать потолок, да и стены от влаги могут пострадать.

«Мы живём в «шоколаде»...»

Одна из самых серьёзных проблем для тех, кто держит подсобное хозяйство, – заготовка кормов на зиму. Пока шёл от протоки до села, обратил внимание на почерневшие от дождя рулоны сена и на поля, засеянные соей. Оказывается, принадлежат они КФХ, руководимому Татьяной Трофимовой.

– Да мы здесь живём ещё в шоколаде, – начала разговор Татьяна Николаевна. – Вон что творится в других сёлах, где дома и огороды тонут.

Впрочем, как скоро выясняется, живётся здесь всё же не очень сладко. От обанкротившегося СХП “Александровское” она взяла на временное содержание 112 голов. Да своих ещё девятнадцать коров. Понятно, что пришлось забрать под своё начало скотников и доярок, которые работали на обанкротившемся предприятии.

– Ну и какие у вас перспективы?

– Никаких, – честно признаётся руководитель. – Такое положение, что хоть сейчас вырезай всё стадо. Закатали 150 рулонов сена, а оно сгнило. Посеяли 185 гектаров сои, но сейчас трава забила посевы и поднялась выше сои.

Как оказалось, Татьяна Николаевна ещё задолго до потопа отправила письмо на имя конкурсного управляющего и уведомила его, что отказывается от временного содержания дойного стада, принадлежащего разорившемуся СХП. Ответа пока не получила, но настроена решительно, поскольку не видит никаких перспектив содержания: из-за затопления пастбищ надои упали до минимума, да и коровы уже в возрасте и рассчитывать на высокую производительность не приходится. Но больше всего её тревожит то, что не удалось заготовить сена.

Благодаря поддержке районной администрации хозяйству доставили комбикорм, который обошёлся в два раза дешевле. Эта поддержка здорово помогла, но впереди зима. Раз не получилось заготовить сено вовремя, придётся начать сенокос в сентябре.

Паводок мы точно переживём, останется пережить зиму. Какой она окажется?

Григорий Филатов.

Фото автора.

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник