Школа-интернат станет детским домом
_1.jpg)
С 1 сентября 2013 года прекращает своё существование
школа-интернат № 9: учреждение изменит вид и станет детским домом.
Новшество не ново
Перемены произойдут в связи со вступившим в силу новым федеральным законом «Об образовании в РФ» и на основании приказа министерства образования и науки Амурской области. Приказ предписывает руководителям образовательных учреждений интернатного вида прекратить со следующего учебного года образовательную деятельность в учреждениях по общеобразовательным программам. На плечи руководителей интернатов ложится и задача организовать обучение воспитанников в школах по месту жительства.
Если вернуться к истории зейского интерната, своё существование это учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинало именно в статусе детского дома. Это было в далеком 1935 году, располагалось тогда учреждение по улице Мухина. В течение следующих 30 лет в городе был именно детский дом. Школой-интернатом под номером девять учреждение стало после переезда в новое здание по улице Ленина, где оно и располагается сейчас. Это здание возводилось именно как комплекс, состоящий из двух спальных и одного учебного (школьного) корпуса. В одном здании дети и жили, и учились. Поэтому нынешняя реорганизация – это в какой-то степени возвращение к истокам.
_2.jpg)
Такие перемены ожидают не только образовательное учреждение в Зее: во всей Амурской области больше не останется школ-интернатов, все они будут переведены в детские дома. Одной из причин называют огромное количество детей-сирот, с которым не справляются существующие детские дома и дома малюток. С переводом учебного процесса в общеобразовательные школы в интернатах высвободятся школьные корпуса, которые со временем можно будет переоборудовать под спальные. Другой причиной является необходимость более ранней социализации детей-сирот, что должно произойти в случае их совместного обучения с детьми «домашними».
Директор школы-интерната № 9 Галина Альберт пояснила, что в Амурской области, наряду с такими же школами-интернатами, уже давно существуют и детские дома, воспитанники которых обучаются в обычных школах. Поэтому назвать этот процесс совершенно новым нельзя, все возникающие проблемы в процессе перехода можно будет решать на опыте этих учреждений.
Никто из педагогов не оказался на улице
А проблемы, конечно же, будут – необходимо полностью переделать Устав учреждения и всю нормативную базу, штампы и печати, издать массу приказов и других документов, регламентирующих жизнь в новом виде, отладить систему перевоза детей на уроки и обратно, питания и многое другое. И хотя в следующем учебном году реконструкции учебного корпуса под жилой ещё не предусмотрено, нужно продумать функционирование школьных кабинетов, расписание кружков и дополнительных занятий.
К слову, по словам Галины Владимировны, из 13 педагогов интерната никто не выставлен на улицу и не пойдёт в службу занятости. Основная часть педагогического состава школы-интерната остаётся в штате, под сокращение подпали три учителя, но, как пояснила директор, двое – это педагоги-пенсионеры, которые уже собирались на заслуженный отдых, и молодой учитель русского языка, которому предложили работу по специальности в другой городской школе. Все педагоги, которые остались в интернате, но теперь не будут иметь возможности вести уроки, без работы не оставлены. Кто-то из них будет вести кружки и секции, кому-то предложена работа воспитателя, два педагога имеют квалификацию психологов, что в нынешней ситуации, говорит директор, как раз кстати. Учителя будут помогать воспитанникам и в подготовке уроков, что очень важно: не каждая мама может помочь собственному ребёнку освоить курс математики или химии, у детей в детском доме такая возможность будет. Галина Альберт не отрицает, что в процессе перехода могут выявиться непредусмотренные проблемы, но на сегодняшний день ситуация со штатным расписанием устраивает всех.
Главное – дети
Однако самая главная забота – это дети: учреждение существует для них, и что бы ни происходило, именно их физическая и психологическая безопасность должна быть на первом месте. Как они воспримут то, что больше не будут учиться в родных стенах, а будут сидеть за одними партами с теми, у кого есть мама и папа? Как примут детей-сирот ровесники в классных коллективах городской школы? Что предусмотреть, чтобы интернатовские ребята не комплексовали по поводу одежды, школьных портфелей, не чувствовали себя ущербнее домашних детей?
«Мы понимаем, что с детьми, по крайней мере, в первое время должны будут плотно работать психологи, – говорит Галина Альберт. – Хотя для тех из них, кто попал в интернат из семей уже в школьном возрасте, именно интернатная система обучения (когда приходится и жить, и учиться в закрытом социуме, в одном помещении) была непривычной. Трудности могут возникнуть у тех, кто до школы жил в доме малютки или детском доме. Чтобы наши дети не чувствовали себя хуже своих домашних одноклассников, мы приложим все усилия по приобретению одежды (школьной, спортивной формы), обуви, канцелярских принадлежностей. Всем, что необходимо, мы наших детей обеспечим. Подчеркну, что наши ребята – самые обычные, среди них есть музыкально одарённые дети, талантливые в самых разных сферах, спортивные, активисты. Единственная разница – они живут в одной большой семье под названием «детский дом». Те несколько человек, которые не могут обучаться в обычной школе по уровню интеллектуального развития, в городскую школу не пойдут, они будут отправлены в специализированные интернаты области. Конечно, сложности будут, но в целом думаем, что перемены в плане социализации детей должны быть только в лучшую сторону. У них расширится круг общения, появятся новые друзья, возможность ходить в гости в семьи. Возможно, какая-то семья проявит желание взять ребёнка на воспитание, оформить опекунство или усыновить. В общем, жизнь покажет».
Заместитель начальника отдела образования Валентина Гокова подчеркнула, что подобная реформация школ-интернатов происходит на основании федерального закона по всей стране. При этом цель государственной политики – инклюзивное (от англ. include – включать, содержать) образование, при котором дети не разделены по социальным признакам, состоянию здоровья и другим по разным учреждениям, а имеют возможность обучаться все вместе со своими сверстниками.
«Зачастую бывает так, что выпускники интернатов выходят во взрослую жизнь не социализированными, – пояснила Валентина Яковлевна, – это создаёт трудности с выстраиванием отношений, в том числе на работе, в семьях. Включение детей из детских домов в классы обычных школ может помочь в этом».
Лариса Федотова.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...