Лето тревоги нашей

Абсолютно убеждён, что в обозримом будущем в подавляющем большинстве муниципальных образований Приамурья (включая г. Зею и Зейский район) цивилизованных пляжей не будет. И не потому, что они не нужны людям (в условиях навалившейся жары это странно было бы отрицать), а потому что всегда находятся убедительные причины отложить открытие мест массового отдыха на потом. Главная причина – отсутствие средств. Любопытно, что всякий раз, когда на совещаниях (в администрации города или района) обсуждается этот вопрос, звучит обнадёживающая информация, что ситуация обязательно исправится в следующем году. Но наступает следующий год, и всё повторяется.
Купаются где придётся
Дело, конечно, не только в том, что нет денег. Просто слишком уж хлопотное это занятие – обустройство пляжа: требований по обеспечению безопасности много, а купальный сезон короток. Вот и плещется народ где придётся: «в ушате, в корыте, в лохани, в реке, в ручейке, в океане…».
В наших условиях народ оккупировал все близлежащие от города водоёмы, включая карьеры, совершает вылазки на снежногорские пляжи. Туда же сейчас устремляются вереницы машин со всего дальневосточного (и не только) региона. И уже никого не пугает информация о наличии в воде колиформных бактерий: «Чего нам бактерии, мы коронавируса не устрашились».
«В нашем городе нынешним летом нет ни одного официально открытого пляжа, – рассказывает начальник госинспекции маломерных судов (ГИМС) Андрей Войтенко. – Было организовано место массового отдыха на острове Майском, но во время подъёма уровня воды в нижнем бьефе всё смыло».
Руководителю, конечно же, хорошо известно, что с наступлением жары жители города и района пропадают на многочисленных водоёмах. Что они собой представляют и насколько безопасно купание в них, никто сказать не может. К тому же нужно иметь в виду, что для некоторой категории «отдыхающих» процедура активного отдыха немыслима без алкоголя. В условиях жары – эффект от выпитого может оказаться самым непредсказуемым: от пьяных заплывов на противоположный берег (с известным финалом посреди дистанции) до остановки сердца.
В Зейском районе фатальных исходов в местах массового отдыха пока не было, а вот в Магдагачин- ском районе, который также обслуживает наш ГИМС, трагически оборвалась жизнь купальщика. Ещё двое погибли, форсируя на вездеходе разлившийся Уркан. Поиски погибших продолжались долго, и только недавно тела были обнаружены группой поиска.
Ясно дело, что насильно купальщиков от водоёмов не прогонишь, а потому сотрудники ГИМС совместно с представителями административных органов время от времени посещают места отдыха: проверяют наличие аншлагов, извещающих о запрете купания, предупреждают отдыхающих о грозящей опасности. В основном рейды проводят по выходным, но народ-то купается ежедневно и на устные и письменные запреты особо внимания не обращает.
Вне действия закона
Несмотря на сетования на невыносимые условия жизни и поголовное обнищание всего населения России, из года в год неуклонно растёт численность маломерных судов. По словам Андрея Войтенко, численность флотилии каждое лето прирастает примерно на 30–50 единиц. Это, не считая тех лодок, которые используются с моторами мощностью до 10 лошадиных сил. Их владельцы вообще не подчиняются никаким требованиям, поскольку могут свои суда не регистрировать. По мнению сотрудников ГИМС, это одна из самых опасных категорий судовладельцев: плывут куда хотят и административного наказания не боятся, поскольку оно для них не предусмотрено. Конечно, их предупреждают о необходимости соблюдения мер безопасности, но известно, что предупреждения для нашего человека особого значения не имеют. Хотя, наверное, до кого-то доходит, что спасательные средства не будут лишними. Может быть, для кого-то уроком станет недавняя трагедия на водохранилище вблизи Верхнезейска.
Сейчас уже официально говорится о гибели без вести пропавшего на Зейском водохранилище рулевого лодки. Искали его несколько дней, тралили, но большая глубина и оставшиеся на дне водохранилища деревья не оставили шансов на поиски тела.
Удивительно, считает Андрей Николаевич, что спаслись пассажиры, которые ждали помощи в ледяной воде. Ведь на лодке вообще не было спасательных средств. А они должны быть и соответствовать количеству пассажиров: на каждого из них – спасательный жилет, да к тому же ещё и спасательный круг на лодке.
Само плавсредство и мотор были осмотрены специалистами, которые пришли к выводу, что внезапная потеря управляемости и последующий за этим оверкиль (опрокидывание) могли быть связано с тем, что с одной стороны открутилось крепление мотора к транцу.
А сколько таких лодок бороздят просторы водохранилища, никто точно сказать не может. Зато можно точно утверждать: не было ещё ни одного лета, которое обошлось бы без очередной трагедии или происшествия. Большинство из них – по вине самого человека.
Хотя есть место и для оптимизма. 20 июня дипломы судоводителей получила очередная группа владельцев маломерных судов. Естественно, что они изучали не только правила судовождения, но и меры безопасности на воде. Можно надеяться, что знания пригодятся им не только для сдачи экзаменов, но и в жизни, для того чтобы эту самую жизнь не подвергать глупому риску.
Григорий Филатов.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...