Русский поляк Громбчевский

Тесен наш подлунный мир, и в этом убеждаешься, когда видишь, сколь причудливо порой переплетаются исторические события и человеческие судьбы. Ну, скажем, что может связывать Польшу и Приамурье? Конечно же, люди, которые волей судеб попали в водоворот событий своего времени. Всё, о чём пойдёт речь, захватило вторую половину XIX века и получило отголоски в наши дни.
Признаюсь честно, о Брониславе Громбчевском узнал недавно, хотя когда-то обстоятельно изучал историю Приамурья. Но как-то прошло это имя мимо моего внимания и вряд ли заинтересовался бы судьбой этого человека, если бы не польская студентка (нет, уже магистр) Алиса Полукорд. Вообще-то зовут её Алиция, но она сама попросила называть её более привычным русскому уху именем Алиса.
Алиса оказалась человеком открытым и доброжелательным, охотно рассказала, что в Зейский район приехала в надежде отыскать следы пребы-вания здесь своего земляка Бронислава Громбчевского.
– А откуда взялся такой интерес, и чем примечателен этот человек?
– Приехала из Польши и последние два года обучалась на историческом факультете Санкт-Петербургского педагогического университета. 1 июня защитила диссертацию на звание магистра. Для научной работы выбрала тему: "Бронислав Громбчевский – польский генерал на службе Российской империи". Защитилась, но решила проследовать по следам "своего героя".
Судьба этого человека, рассказала Алиса, очень примечательна. Родился он 15 января 1855 года в Ковенской губернии (сейчас это Литва). После гимназии учился в Петербургском горном институте, но учёбу не завершил и поступил вольноопределяющимся в Лейб-гвардии Кексгольмский гренадерский полк, но вскоре подаёт рапорт о переводе в армейскую пехоту. Рапорт удовлетворяют и Громбчевского отправляют в Туркестан.
К 1885 году он уже старший чиновник при военном губернаторе Ферганской области. Он проводит геодезическую съёмку Кашгара. Отчёт об этой экспедиции стал первой печатной работой Громбчевского и был удостоен серебряной медали Русского географического общества (РГО).
Затем были ещё экспедиции, включая исследования, вплоть до юго-восточной части Афганистана, за которую РГО награждает его малой золотой медалью.
Весной 1896 года его направляют на Дальний Восток в должности пограничного комиссара. Интересно, что ради его назначения было высочайшее утверждение этой должности, но это уже связано с большой политикой, которая велась в этом регионе Россией и Англией.
Пограничный комиссар подчинялся военному губернатору Амурской области и осуществлял взаимодействие с властями пограничных округов Маньчжурии.
– Кроме того, – поясняет Алиса, – он курирует добычу золота в Приамурье и, как я предполагаю, не мог оставить без внимания прииски нынешнего Зейского района. Очень рассчитываю на то, что смогу здесь или в област-ных архивах найти хотя бы упоминание об этом человеке.

Написала письмо в Зейский заповедник и очень быстро получила приглашение приехать. Сразу же отправилась в путь. Но если Громбчевскому для путешествия на Дальний Восток потребовалось больше года, то я добралась сюда за две недели: от Калининграда до Тюмени – на самолёте, а затем по железной дороге до Благовещенска и на автобусе в Зею.
Что касается дальнейшей судьбы Бронислава Громбчевского, то на Дальнем Востоке в различных должностях он прослужил 11 лет. Затем был на-значен губернатором Астрахани, но в 1907 году судьба вновь забрасывает его на Дальний Восток в качестве главы гражданской службы КВЖД в Харбине. Интересно, что он не стал менять вероисповедания и оставался католиком, несмотря на то, что жена у него была православная. В то же время (уникальная ситуация) он был наказным атаманом астраханского казачьего войска, которое сплошь состояло из православных служилых.
В 1920 году он попадает в Японию, а оттуда окольными путями, через Лондон в звании русского генерала он возвращается в Варшаву.
К тому времени Польша уже независимое государство и участь отставного генерала иностранного государства оказывается незавидной: его не слишком-то жалуют. Но при этом национальное географическое общество Польши признаёт его заслуги по исследованию Средней Азии. Его принимают в члены национального географического общества, и он начинает писать воспоминания об экспедициях, которые проводил в Средней Азии. Издаются книги, и таким образом он зарабатывает на жизнь. Но, конечно же, и молодая республика нуждалась в нём, как в национальном герое.
Умер он 28 февраля 1926 года и похоронен на самом известном кладбище Варшавы, где покоятся выдающиеся люди нашего государства.
Григорий Филатов.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...