Время выбрало нас

Александра Морозова знаю года три. Обыкновенный современный парнишка, летом вместе с женой и дочерью часто приезжает на дачу к тёще, моей соседке.
Здесь, на даче, как нигде, раскрывается человек. Прост, застенчив, трудолюбив. Обожает жену и дочку. Часто их можно было увидеть в вечернее время с удочкой на карьере. А с сентября 2022 года он участник специальной военной операции на Украине. На этой операции и два моих племянника. Потому не пропускаю ежедневные новости по телевизору. Переживать есть о ком. Хотя, к сожалению, некоторые люди мыслят иначе. Не понимаю, что их так гложет, может, зависть к деньгам, которые получают военнослужащие на огневом рубеже, то ли ещё что-то? Пожилая женщина, у которой сын находится в ДНР, попросила помощи у соседа, чтобы отремонтировал электророзетку. Так тот запросил такие деньги, что у бедной и речь отнялась.
“А что? За такие деньги, что получает твой сын, мне тоже будет неплохо”. Нет, это не выдумка, такое было наяву.
“А почему сам-то не пошёл на спецоперацию?”
“Что я, дурак, что ли!”
Вот и весь разговор.
Прошло больше года, как воюет Александр. И тут недавно увидел по Ватсапу ролик, как он встречается в школе с дочерью Дашей, ученицей третьего класса. Да, это были очень трогательные кадры. Отец с цветами, волнуясь, ходит по коридору, переживает. Нерешительно открывает дверь в класс. “Папа, папа!” – бросается на него дочь, сколько радости в глазах у обоих. Вот она – долгожданная встреча. Александр прибыл в краткосрочный отпуск.
Парень родился в селе Красном Тамбовского района в 1985 году. Когда ему было четыре года, родители переехали в Зею. Отец Александр Иванович работал на механическом заводе сварщиком, мама Ирина Павловна – в детском садике, сейчас на почте почтальоном. Казалось, жизнь потекла по определённому руслу, но не тут-то было. Когда Александру исполнилось 18 лет, внезапно в расцвете сил умер отец. Большой раной на сердце остался тот день…
Александр окончил пятую школу. Получив аттестат о среднем образовании, решил стать водителем. По окончании курсов призван служить в пограничные войска. Демобилизовался в 2005 году. Работал в Зее на стройках, в центральной районной больнице – сантехником, водителем в АТП. Женился.
“У меня удивительная жена Катенька, – с любовью говорит Александр. – Подарила мне дочку Дашеньку”.
Наша встреча с Сашей была короткой. Уж больно хотелось узнать о жизни и быте воинов на передовой от человека, который видит всё своими глазами.
Мой первый вопрос: “Как оказался на военной спецоперации?”
“Утром пришла повестка из военкомата: явиться с вещами на сборный пункт в спорткомплекс. И в этот же день нас 130 человек погрузили в автобусы и повезли в Тыгду.
Мы тогда ещё не понимали, что ждёт нас впереди – не просто переподготовка, а долгие месяцы военной жизни в блиндажах, окопах, землянках”.
Александр был призван в мотострелковую реактивную артиллерию. Сначала прошёл огневую подготовку в Екатеринославке и уже к концу октября направлен в Херсонскую область, затем – в Запорожскую. И все ребята по направлениям разъехались по армейским батареям.
“Наш батальон весь из Амурской области. А в батарее – четверо зейских. Ребята нормальные, привыкли и понимаем друг друга с полуслова. Хлопцы боевые”, – не без гордости говорит Саша.
Парень освоил новую военную профессию – стал заряжающим. И теперь его работа – зарядить систему “Град” ракетами на “Урале”: “Машины выезжают на огневую позицию, делают залп и возвращаются в укрытие. За ними очень тщательно охотится противник. В небе постоянно кружат дроны. Одну машину потеряли, повредили и вторую, но мы восстановили её своими силами, и теперь она – наша гордость. К сожалению, мы не видим свой результат обстрела. Только в докладах узнаём о попадании. И, конечно, очень приятно слышать: “Молодцы ракетчики, попали!” А вот куда – не знаем. Нам не говорят. У нас свой сектор обстрела, и по команде наносим удар. А моя задача, чтобы машина была всегда в боевой готовности, то есть заряжена. Мне, наверное, повезло, что попал в хорошее место и к хорошим людям. Грамотным командирам. Они за нас горой, а это главное в военное время”.
“А где вы живёте, и как обустроен быт?” – интересуюсь у соседа.
“Да, есть проблемы с бытом, но ничего, привыкаем, с “гражданкой”, конечно, не сравнишь. Где, что хотели, ели, пили. Пищу подвозят вовремя, этим занимается группа людей. На питание не жалуемся. Живём в блиндаже, построенном боевиками, они, когда отступают, бросают всё, даже оружие. Нам, конечно, пришлось его достраивать, уже сами создаём уют. Построили и баньку из ящиков, в которых нам доставляют снаряды, и душ. Туалет тоже соорудили сами. Вот таков наш комфорт. Есть у нас и кот, прижился, его не гоним. Он верно несёт свою службу. Уж очень много мышей и крыс. Недавно ходил в сторону противника и взял в плен ещё двух кошек. Сначала смеялись над этим. Потом поняли, что бедному коту не справиться одному с нашествием грызунов. Получил похвалу за сообразительность. Вот такая у нас дружная команда”.
“А как вы связываетесь с внешним миром?”
“Когда на отдыхе – по обычному телефону. Есть, конечно, некоторые проблемы, но они решаемые. По радиоприёмнику слушаем новости, музыку”.
“Обмундированием обеспечивают? Слышу от родителей и жён, что часто посылают армейский камуфляж, обувь”.
“Мы рады такой посылке. Условия постираться есть, но очень ограничены, грязи здесь хватает. Погода изменчива: то снег, то дождь, потому запас чистого белья всегда приятен. А так выдаётся всё по армейским срокам”.
“А как спится по ночам, когда рядом такая канонада выстрелов и взрывов?”
“К этому привыкли, кошмары по ночам не мучают, страх, конечно, есть, но это явление временное. Об обстрелах нам сообщают, и когда появляются дроны противника, тут нам помогают кусты, деревья, землянки. Конечно, снятся родные и милые для сердца края. Увидишь такой сон и наслаждаешься им, словно побывал дома”.
“Но вот ты дома...”
“Первое время не верилось, планов настроил, жалко, что короткий отпуск, а сделать хочется многое, но в следующий раз”.
“А как смотришь на то, что молодёжь, которая не нюхала пороха и далеко от линии соприкосновения, веселится, гуляет на всю катушку?”
“Счастливчики, им повезло, пускай гуляют, обиды на них нет, просто время выбрало нас”.
“А насчёт гуманитарной помощи?”
“Приходит. Она приходит со всей страны, чувствуешь поддержку. Ценятся не просто вещи, хотя они очень нужны, а внимание. Особенно греют душу письма от незнакомых и детей”.
Но и… немаловажный вопрос: “Как много гибнет наших ребят?”
“Бывают и груз “200”, и “300”, – скупо ответил Саша. Чаще всего страдаем от дронов. Его внезапное появление над нами вызывает тревогу. Приходится прятаться. Сбить с автомата его очень сложно, да и нежелательно, чтобы не засёк нашу позицию. Маскируемся тщательно, в этом наше спасение, стараемся не выдавать себя. Артобстрел тоже бывает, бьют в наше направление, чувствуют, что мы где-то рядом, снарядов не жалеют, но хорошо, что мимо. Вот так изо дня в день”.
Тут невольно вспоминаешь лихую весть. Погиб наш земляк Дмитрий Сушко при выполнении боевого задания на специальной военной операции, посмертно награжден орденом Мужества. Он был мобилизован вместе с Александром. Тяжело, что погибают такие прекрасные парни, которые ценой собственной жизни спасают боевых товарищей. Пусть будет им вечная память. Они это заслужили.
Задаю ещё вопрос, который в мыслях каждого: “Ну когда же погоним нечисть с обетованных русских земель?”
Ответ удивительно прост: “Мы готовы. Ждём только приказ. Не переживайте, победа будет за нами”.
Жмём на прощанье друг другу руки, и вера в скорую победу сближает нас.
Берегите себя, ребята, пусть хранит вас Бог.
Огромный привет всем нашим землякам. До скорой встречи!
Жалко, что время беседы пролетело быстро, хотелось узнать многое, поговорить по душам. Но Александр сдержан, отвечает кратко, понимаю его озабоченность, даже земляков скрывает фамилии. О них мы ещё услышим. Потом.
Как всё же Александр сильно изменился, возмужал, в волосах отблески седины, конечно, не от сладкой жизни. Глядя на него, веришь в силу и мощь нашей армии. Успехов вам, сынки! Мы с вами!
Владимир Шляндин.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник


Подробнее...